Михайлов С.С. Религиозные верования ассирийцев

Версия для печатиВерсия для печати

Ассирийцы (самоназвание атурая, сурая; др. названия — айсоры, сирийцы) — народ, принадлежащий к семитской группе афразийской языковой семьи, исконные места проживания которого находятся в приграничных районах современных Ирана, Ирака, Турции и Сирии. Совр. ассирийцы возводят свой этнос к населению Великой Ассирийской державы, существовавшей в древности в Месопотамии. Общая численность ассирийцев в мире, по оценочным данным, — не менее 3 млн. чел. (Иран, Ирак, Сирия, Россия, США, ФРГ, Швеция, Великобритания и др.). В 1914 —1918 годы ассирийцы подверглись жестокому геноциду со стороны турецких властей и соседей-курдов, в результате которого погибло свыше 500 тыс. чел. Многие были вынуждены искать спасения в соседних государствах, в т. ч. в России. Ассирийцы, обосновавшиеся в этот период на территории бывшей Российской империи, являются предками основной массы ассирийского населения нашей страны. По данным на 1989 год, в СССР проживало свыше 26 тыс. ассирийцев, из которых 9,6 тыс. — в РФ. После распада СССР многие ассирийцы из государств Закавказья выехали в Россию, осев преимущественно в крупных городах и южных регионах РФ.

Ассирийцы исповедуют христианство, которое они приняли еще в 1—3 веках. Среди них было распространено так называемое несторианство, представляющее одно из направлений древнего нехалкидонского христианства и названное по имени одного из его приверженцев — Константинопольского патриарха Нестория. Смысл этого учения сводится к признанию Девы Марии не Богородицей, а Христородицей. Несториане не признают икон, а чтят только крест. Сами ассирийцы считают свое учение более древним, нежели религиозные споры времен Нестория: "Несторий был грек, пришел он к нам в гости и мы его проводили как гостя, наше христианское вероисповедание ведет начало от самих апостолов". В эпоху раннего средневековья Ассирийская несторианская церковь (Ассирийская Церковь Востока) довольно активно распространяла христианство в Индии, Китае, Центральной Азии. К 13 веку в ее состав входило 25 митрополий и 130 епископий на огромной территории. Сокрушительный удар по несторианской церкви был нанесен завоеваниями Чингисхана и особенно при Тамерлане, когда от процветавшей прежде церкви остались лишь малые общины, укрывшиеся в горах Курдистана.

Около 90% ассирийских беженцев 1914—1918 годы в Россию были несторианами и около 10% — ассиро-халдейскими католиками-униатами, которые происходили из области Ботан Битлисского вилайета Турции и из Салмаса в Иране. Среди ассирийских беженцев попадались также православные (в основном из Ирана) и баптисты.

Вместе с ассирийцами-беженцами в нашу страну прибыло и несторианское духовенство; в основном это были священники и диаконы тех сел, откуда происходили беженцы. Церквей открывать они уже не могли и поэтому окормляли свою паству частным образом на дому или договариваясь о разовых богослужениях в храмах РПЦ. Некоторые из них даже переходили в православие. В 1930-х годах подавляющая часть ассирийского духовенства была репрессирована. Одним из последних активных ассирийских священников в России был о. Аарон Осипов (умер в 1957 году). В 1947 году он с разрешения Патриарха РПЦ Алексия I дважды, на Рождество и Пасху, проводил богослужения для своей паствы в Елоховском соборе в Москве.

Последний ассирийский священник, живший в Москве, умер в начале 1960-х годов; последний диакон — в 1980 году, в Пензе. Оставшись без своих духовных окормителей, ассирийцы, религиозность которых всегда была очень высока, потянулись в храмы РПЦ. Они, даже в периоды сильных гонений на религию, старались соблюдать обряды крещения, венчания и отпевания. Даже в "застойные" годы верующих среди них было до 80%. Постепенно они потеряли грань, отделявшую несторианство от православия: "Мы христиане, как и русские". "Мы православные, как и русские". В Москве к несторианству себя относили не более четверти ассирийцев. Большинство бывших католиков-униатов в настоящее время являются просто католиками, часть стала православными. В 1993 году в Москве была зарегистрирована религиозная община ассирийцев-несториан, которая начала вести работу по созданию в столице своего прихода. В мае 1996 года на Шарикоподшипниковской улице был заложен ее храм. Согласно распоряжению нынешнего патриарха Ассирийской Церкви Востока Мар-Дынха IV, ассирийцы стран СНГ, в т. ч. и РФ, подчиняются Багдадской митрополии, возглавляемой ныне митрополитом Map Гиваргизом. Им уже назначены один священник и два диакона (все трое — уроженцы Ирака), которые на данном этапе выполняют свои обязанности в России, Армении, Грузии и на Украине, где также создаются несторианские общины.

С. С. Михайлов

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 30-32.

Страны: 
Этнос: