Филимонов Э.Г. Религиозные верования калмыков

Калмыки (самоназвание "хальмг", буквально "остаток", обозначающее ойратов, не принявших ислам) являются основным населением Республики Калмыкия. Общая численность в Российской Федерации — 165,8 тыс., в т. ч. в самой Калмыкии — 146,3 тыс. Проживают также в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской обл., Ставропольском крае. Небольшие группы калмыков имеются в Сибири и на Северном Кавказе. Начало формирования этнической территории калмыков (низовья Волги, Урала, Кумы) относится к 17 веку. Предки совр. калмыков ойраты: ушли в Россию после разгрома Китаем Джунгарского (ойратского) ханства (Западная Монголия) в 1757—1758 годы и приняли русское подданство. В 1771 году часть калмыков, недовольных политикой царизма, ушла в Джунгарию (Китай). В конце 19 веке калмыки консолидировались в единый народ. В 1926 была образована Калмыцкая автономная область, а в 1935 году — Калмыцкая АССР. В 1943 государственность калмыков была ликвидирована, они были принудительно депортированы в вост. районы СССР. Калмыцкая автономия была восстановлена в 1956 году. Основная часть населения Калмыкии исповедует буддизм в его ламаистской форме. Буддизм стал распространяться среди ойратов еще в 13 веке, в период походов Чингисхана, но широкое распространение получил в конце 16— начале 17 веке. Часть калмыков, проживавших среди казачества на Дону и Урале, приняли православие. До принятия буддизма среди калмыков господствовали традиционные верования, характерные для народов Центральной Азии: шаманизм, культ огня, почитание солнца, луны, звезд (астральные культы), различные промысловые культы и т. д., что нашло отражение в мифологических представлениях, частично сохранившихся в сказочно-эпическом фольклоре, народном быту, обычаях и обрядах. В совр. Калмыкии идет бурный процесс возрождения буддизма и его институтов. Большое внимание уделяет ему Президент Республики Калмыкия К. Илюмжинов, совершивший визит к Далай-ламе XIV в Дхарамсалу (Индия) и объявивший буддизм государственной религией Калмыкии. В центре Элисты поставлен памятник Будде. В 1991 и 1992 годы в Калмыкии дважды побывал Далай-лама XIV. За годы советской: власти буддизм в Калмыкии пал жертвой антирелиг. политики. К середине и концу 30-х годов многие хурулы (монастыри) были разрушены. Если в 1917 в Калмыкии было 92 хурула, то в 1936 их осталось только 13. Часть лам была репрессирована, некоторые эмигрировали. Только в 1989 году в Калмыкии была зарегистрирована первая буддийская община. В 1992 году их было уже 5. В настоящее время на территории Калмыкии действует 14 общин, составляющих в совокупности Объединение буддистов Калмыкии (ОБК) с центром в Элисте. Его президентом является молодой калмык, родившийся в США, — Тэло Риппоче, получивший титул Шаджин-ламы калмыцкого народа. Далай-лама XIV признал его очередным воплощением выдающегося индийского буддийского йогина Тилопы — первоучителя традиции кагыо тибетского буддизма. В последние годы Калмыкия, как и другие регионы России, стала объектом миссионерской экспансии нетрадиционных культов, в частности Церкви Объединения Муна. Один из советников Президента Калмыкии является приверженцем церкви Муна.

Э. Г. Филимонов

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 155-157.

Этнос: