Лукьянченко Т.В. Религиозные верования карел

Версия для печатиВерсия для печати

Карелы живут в России двумя группами: одна в Республике Карелия (78,9 тыс. чел.), др. — в Калининской области (23,2 тыс. чел.) (так называемые тверские карелы). Есть карельские поселения в Новгородской и других областях. Всего в Российской Федерации проживает 324,9 тыс. чел. карел. По своему вероисповеданию карелы — православные. Первое упоминание о массовом крещении карел относится к 1227 году. Однако и в середине 13 века большая их часть придерживалась язычества. Языческие культы были широко распространены среди карел вплоть до конца 16 века, когда христианство стало господствующей религией. Но и позже принятие православия карелами было в значительной мере формальным. Карелы стали крестить детей, отпевать умерших, венчать новобрачных, носить нательные кресты, но в то же время они не соблюдали постов, редко исповедовались, во время службы в церкви разговаривали и шумели. Пережитки языческих верований, особенно таких, как вера в водяного, лешего, домового, сохранялись вплоть до 20 века. Для дохристианских верований карел были свойственны тотемистические представления. Особенно почитались медведь, лось, дикий северный олень, орел, бобр, змея. Распространен был также культ водоплавающей птицы, особенно лебедя. Почитали также осетра и щуку. В связи с тем, что охота и рыболовство имели большое значение в хозяйстве карел, были распространены обряды, призванные принести удачу в этих промыслах. Большое место занимала охотничья магия, выражавшаяся в мнимом убийстве животного перед началом охоты, что должно было обеспечить хорошую добычу. Отправляясь на рыбную ловлю, обращались с заклинанием к "хозяину воды", прося его о хорошем улове. Распространен был также культ растительности, который выражался в том, что в связи с какими-то важными для одного человека или для целой общины событиями (например, удачным ловом рыбы, обрядами инициации и др.) делали карсикко, т. е. особым образом обрубали хвойное дерево, оставляя часть веток в нижней его части, или обрубали все ветви внизу, оставляя всегда в неприкосновенности верхушку дерева. Вепса, оставленная на северной стороне дерева, могла означать смерть родителей. Карсикко было связующим звеном между потусторонним миром и миром живых. Смерть представляли как переход человека в иной мир, который был полным тождеством земному, но в перевернутом виде. Пережитки дохристианских верований долгое время сохранялись в традиционном: свадебном обряде карел. Это выражалось в ведущем положении на карельской свадьбе колдуна ("патъвашка"), который выполнял роль руководителя и первого свата. Колдун вообще играл большую роль в жизни карел. 

Т. В. Лукьянченко

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 158-159.

Этнос: