Лукьянченко Т.В. Религиозные верования и обычаи коми

Подавляющее большинство народа коми (прежнее название — коми-зыряне) живет на северо-востоке европейской части России, в Республике Коми (291,5 тыс. чел.). Отдельные локальные группы живут в Архангельской, Мурманской, Тюменской и Омской областях. Общая численность коми в России — 336,3 тыс. человек. По своему вероисповеданию большинство верующих коми — православные. Они были обращены в христианство в 14 веке. Большую роль в христианизации сыграл уроженец г. Устюга монах Стефан (Пермский). Уже с 16 веке в районах расселения коми в церквах богослужение шло на национальном языке, что способствовало сохранению языка. Часть коми, населяющих район средней и нижней Печоры, смешавшись с потомками русских старообрядцев, придерживалась старообрядческой веры.

Дохристианские верования коми выражались в поклонении различным явлениям природы, священным деревьям, животным, птицам. Распространены были также культы огня и воды. Огонь, как и вода, по представлениям коми, обладал большой очистительной силой. С этим были связаны обычаи "очищать" скот огнем перед выгоном, прогоняя его между двумя кострами, держать сеть над огнем для успешной ловли рыбы, использовать воду как целебное средство при лечении больных. Культ огня сохранялся вплоть до 20 века в обряде почитания печи.

У коми были распространены пережитки тотемистических представлений, проявлявшиеся в почитании некоторых видов животных и птиц: медведя, лося, лягушки, лебедя, утки и др. Вплоть до недавнего времени коми верили в способность человека перевоплощаться в этих животных, как и последние, по их представлениям, могли превращаться в человека. Тотемистические верования прослеживаются в мифах, где лягушка, утка, лебедь и др. животные выступают творцами мира.

Из деревьев особым почитанием пользовались береза, ель, ольха. С культом деревьев связано, например, бережное отношение к березовым рощам, сохранявшимся долгое время около деревень в низовье Вычегды. Пережитком древнего культа растительности можно считать и обычай париться в бане накануне Иванова дня специальным веником, связанным из веток березы, черемухи, рябины, ольхи. Это, по представлениям коми, передавало людям здоровье и силу распускающихся деревьев.

Коми считали, что весь окружающий мир населен духами, которые могут принести человеку удачу или причинить вред. Так как охота и рыболовство занимали ведущее место в занятиях коми, то и культ духов, связанных с этими промыслами, у них был очень распространен. Долгое время сохранялась вера в лешего (ворса), водяного (куль или васа), домашнего духа (олыся) и др. Очень широко была распространена вера в колдовство, знахарство и порчу. Порчу могли напустить колдуны, которые имелись почти в каждой деревне. С верой в порчу, в частности, связано распространение у женщин коми нервного заболевания "икота", которое встречается и в настоящее время. Считали, что "икоту" могла наслать женщина-колдунья или лягушка. Верили, что когда лягушка выйдет из человека, то икота прекратится. От порчи и от воздействия злых духов существовали различные амулеты: клыки и когти медведя, лапки и грудная кость утки, челюсть щуки и др. Резное изображение утки прикрепляли как оберег на крышу дома. Приписывая щучьей челюсти большие магические и целебные свойства, ее хранили на косяке входной двери. Для защиты от злых сил использовали также многочисленные заговоры. В настоящее время по сравнению с двумя-тремя десятилетиями назад степень религиозности коми повысилась. Кроме православия среди них начали распространяться и др. религ. течения.

Т. В. Лукьянченко

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 177-179.

Этнос: