Адыгейцы (122,9 тыс. чел. — 1989) исповедуют суннитский ислам (см. Суннизм) ханафитского толка. Раньше, ислама (с 6 века) к ним проникло христианство, которое переплелось с традиционными верованиями. Ислам среди адыгейцев стал распространяться с 16 века, в основном усилиями крымских и ногайских проповедников. Некоторые горные племена стали мусульманами к началу 19 века. Окончательному утверждению ислама у адыгейцев во многом способствовала Кавказская война, проходившая под религиозными лозунгами. Среди адыгейцев активно действовали наибы Шамиля, зорко следившие за исполнением исламских предписаний. После поражения в этой войне значительная часть народа переселилась в страны Ближнего Востока. До 1920-х годов все аулы имели мечети. В 1920—30-х годы служители культа у адыгейцев были репрессированы, а мечети — разрушены. С начала 1990-х годов наблюдается некоторый подъем религиозной жизни. Увеличивается количество мечетей, готовятся служители культа. Создано и действует Духовное управление мусульман Республики Адыгея, Значительную помощь в религиозном возрождении оказывают представители диаспоры. Мечети наполняются в основном в дни праздников. Шире всего отмечаются главные мусульманские праздники — Разговления (Ураза) и Жертвоприношения (Курбан-байрам), популярен также день рождения Пророка (мавлид). Домонотеистические верования, о которых сохранились довольно смутные представления, имеют общеадыгейские черты. Бытуют магические представления, вера в амулеты и т. п., принявшие во многом исламскую окраску. Похоронно-поминальная обрядность — в основном исламская.
А. А. Ярлыкапов
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 12.