Лукьянченко Т.В. Религиозные верования и обычаи коми-пермяков

Версия для печатиВерсия для печати

Коми-пермяки населяют главным образом Коми-Пермяцкий автономный округ и частично Кировскую и Пермскую области. Общая численность составляет 147,3 тысяч человек. По своему вероисповеданию большая часть коми- пермяков — православные. В христианство они были обращены во второй половине 15 века. В 1463 году епископ Иона, один из преемников Стефана, крестившего коми (зырян), крестил и часть коми-пермяков. После появления в Коми крае русских старообрядцев часть коми-пермяков под их влиянием обратилась в старообрядчество. Особенно это коснулось язьвинских коми-пермяков, живущих на северо-востоке Пермской области. Центром старообрядчества здесь стала деревня Пудьва, которая сохраняла это значение еще в первой четверти 20 века.

Для дохристианских верований коми-пермяков характерно обожествление явлений природы, пережитки тотемистических представлений, вера в духов. Тотемными животными могли быть медведь, волк, лягушка, лебедь, гагара, голубь, щука и др. В коми-пермяцкой мифологии щука — царь подводного царства, которому в жены посылают девушек-лебедей. Имеется много легенд о превращении человека в животных. С этим связаны запреты на употребление в пищу мяса медведя, зайца, щуки, налима и др. Дохристианские верования выражались также в поклонении священным деревьям. В разных районах расселения коми-пермяков это были сосна, ель, береза.

Еще в середине 20 века сохранялись верования в русалок, водяных, леших и домовых. Была распространена вера в колдунов, знахарей и порчу. Считалось, что порча — это нечистый дух Шева, которого колдуны выращивали в берестяных туесах и затем напускали на человека во время сна. Лечили порчу, опрыскивая больного водой из ковша, в который были положены горячие угли. Применяли также различные заговоры и магические приемы, в которых использовали щучью челюсть, паутину и можжевельник.

В настоящее время число верующих увеличивается. В Коми-Пермяцком автономном округе есть несколько православных действующих храмов. Распространены и другие религиозные направления.

Т. В. Лукьянченко

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 176-177.