Функ Д.А. Верования кумандинцев

Кумандинцы — это часть алтайцев. В основе религиозных представлений кумандинцев в конце 19 — начале 20 века лежала вера в духов, населяющих три сферы вселенной: небесную, земную и подземную. Существовало и деление духов независимо от места их обитания на чистых (арыг тёс) и нечистых (кара тёс). Верховным небесным божеством считался Бай-Ульгень, главой подземного мира — Эрлик. Распространено почитание родовых покровителей — духов и божеств гор, деревьев. Развит культ семейных покровителей орёкеннер, изготавливавшихся в виде куколок или деревянных изображений. Развит был шаманизм. Существовало деление шаманов на три категории в зависимости от "шаманской силы". Бубны использовались разных типов, как правило трех: марс ("шорского типа"), каным и тезим (последние два с антропоморфными рукоятями). Бубен рассматривался как ездовое животное шамана — конь или олень, в шаманских текстах — св. холощеный верблюд. Лицевая сторона бубнов марс раскрашивалась, отражая древние представления о структуре вселенной и ее обитателях. Основные субстанции "души" человека — кут, чула, узют и др. Из праздников широкую известность, благодаря своей яркости и неоднократному описанию в литературе, получило осеннее празднество "Кочакаан", праздник плодородия с явной эротической символикой и действиями основного персонажа — Коча. В конце 19 — начале 20 века большинство кумандинцев приняли православие.

В современной религиозной жизни кумандинцев, особенно среди старшего поколения сельских жителей, известны многие пережитки дошаманских верований и культов в соединении с некоторыми догмами православной веры.

Д. А. Функ

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 198-199.