Традиционные места расселения нивхов — Хабаровский край (Николаевский, Ульчский районы) и остров Сахалин. Численность их в РФ составляет 4361 человек. Религиозные представления и культы нивхов были связаны с тайгой, ее животным и растительным миром, водной стихией, отношением человека к природе в целом. По традиционным воззрениям нивхов, вселенная состоит из нескольких миров — мира земных людей — миф, подводного мира — тол, небесного мира — тлы и подземного мира — млы. В каждом мире имелось божество — таяпан, которое являлось создателем существ своего мира. Нивхи, жившие в основном рыбной ловлей и охотой, считали, что самое сильное божество - тол таяпан (водяное божество).
У нивхов существовало представление о духах-хозяевах. Главнейшими из них были Пал-ызъ — хозяин гор и тайги и Тол-ызъ — хозяин моря. Два раза в год: осенью, перед становлением: льда, и весной, когда он сходит, рыбаки устраивают обряд отправления гостинцев хозяину воды.
Нивхи считали, что души людей: должны пройти несколько миров: земной, потусторонний и мир природы. Самая короткая жизнь — на земле (кипр хупво — селение для завязывания обуви). После смерти человек оказывается в селении мертвых, где нивхи живут родами, а затем, после смерти во втором мире, он попадает в третий, мир, где превращается в дерево, траву, птицу и т. д.
В настоящее время в связи с ростом этнического самосознания возрождаются и некоторые ритуалы, обряды нивхов. Особенно это относится к тем обрядам, которые играют важную консолидирующую роль в их жизни. В первую очередь это можно отнести к "медвежьему празднику", в к-ром нашли отражение важные моменты религ. сознания нивхов. Традиционно этот праздник проводится раз в несколько лет. В начале 1990-х годов, после долгого перерыва, была сделана попытка его возрождения. Праздник представляет собой сложную церемонию убиения медведя и ритуального поедания его мяса. После праздника голова медведя, его кости, ритуальная посуда — все складывается в единый родовой амбар. По мнению нивхов, душа медведя не погибает, а, воскреснув, уходит к своим, сородичам. "Медвежий праздник" играет важную роль в возрождении художественных традиций нивхов.
Шаманизм у нивхов был развит в меньшей степени, чем у др. народов Амура. Основной обязанностью шаманов была борьба со злыми: духами милк и кинр, причиняющими болезнь. У шаманов имелись свои духи-помощники — кет.
Н. А. Месштыб
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 302-303.