Месштыб Н.А. Религиозные верования негидальцев

Негидальцы живут в Хабаровском крае (502 чел.), по рекам Амур и Амгунь. В настоящее время в религиозных воззрениях этих охотников и рыболовов сохранились лишь некоторые черты архаичных верований. Вселенная (Боуа), по представлениям негидальцев, состоит из трех миров, расположенных один под другим: верхнего (боуа), среднего (туй) и нижнего (хэдгу боуа). Высшей силой, помогающей в промысле, семейных делах, при болезни, считалось небо буа. Его никогда не изображали. Изображали лишь фигурки его помощников, их делали на родовом мольбище (алачинки), где совершали моления об удачной охоте. Духи-помощники должны были передать небу просьбы людей. Изображения духов делали в виде антропоморфных фигурок из дерева. Во время моления их помещали на лиственницу, символизирующую вселенную.

У негидальцев были развиты промысловые культы. У них существовало особое представление о духе-хозяине горной тайги — калгама, в образе женщины, ведающей пушным зверем и покровительствующей охотникам. Значительное место в хозяйственной деятельности негидальцев наряду с охотой занимало рыболовство, поэтому был развит культ водных стихий. У низовых негидальцев хозяин воды таамун отвечал за успешную ловлю морских и речных рыб, а также морских млекопитающих, у верховских — гал или му юэйэнин — за успех в речном и озерном рыболовстве. К ним обращались с молениями. В настоящее время моления не совершают, но духов-хозяев кормят в надежде, что это принесет удачу в промысле.

Важную роль в верованиях негидальцев играл дух-хозяин, покровитель дома (Маси), который являлся одновременно и духом предков, духом-хозяином дома и был одновременно связан с духом-хозяином неба. Не менее важную роль играл дух-хозяин огня (Позя или Подя). Представления о нем сохранились и бытуют до настоящего времени. Негидальцы с огнем обращаются бережно, регулярно кормят его кусочками юколы, водкой, особенно на охоте или рыбалке. Прогневить Подя боятся, так как он может наказать. У погорельцев, провинившихся перед хозяином огня и пострадавших от него, стараются ничего не брать. У Подя просят благополучия для всей семьи и дома.

Особое место в верованиях негидальцев занимают представления о человеке, его жизни и смерти. В настоящее время они сохраняются, но в фрагментарном виде. Традиционно считалось, что на небе, в верхнем мире, живет небесная старушка Майин эвэке, которая посылает души людей и животных на среднюю землю. У каждого человека имеется невидимая жизненная сила (эйгэн), а также видимая, его отражение, тень (ханян). После смерти эйгэн исчезает, а ханян уходит в мир мертвых, чтобы умереть там еще один раз и попасть в нандна — одну из сфер неба.

В прошлом у негидальцев был развит шаманизм. Основными функциями шамана были: лечение больных, поиски украденной души, проводы умерших душ в загробный мир. Ныне пласт представлений негидальцев, связанный с шаманизмом, в значительной степени утрачен. (См. также Народов Сибири религиозные верования.)

Н. А. Месштыб

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 289-290.