Соколова З.П. Верования нганасан

Версия для печатиВерсия для печати

Нганасаны живут в Таймырском автономном округе; их численность — 1278 человек. Основа верований нганасан — одухотворение природы, ранние формы анимизма, культ камней, деревьев. Имеется пантеон матерей природы: Моу-нямы (Земля-мать), Коу-нямы (Солнце-мать), Кичеда-нямы (Луна-мать), Биды-нямы (Вода-мать), Туй-нямы (Огонь-мать). В жертву им приносили оленей и собак. Моу-нямы (Мать-земля) почиталась как устроительница земли и вселенной, состоящей из трех озер — земли, неба и подземной страны Бодырба-мой. Моу-нямы дает всем жизнь: она носит в себе глаза всех живых существ и наделяет ими их при зачатии.

Более позднего происхождения — культ мужских духов-хозяев: Дялы-нго (свет, день), Биды-нго (вода), Кодюо-нго (гром); духов голода, оспы, оленей и др. В этом пантеоне создателем вселенной выступает Ньилы-тыа-нгуо, ему противостоит злой дух Танида.

Согласно верованиям нганасан, жизненная сила любого живого существа заключена в его глазах, сердце, мозге, крови, дыхании.

Шаманы лечили болезни, предсказывали будущее, разыскивали пропавшие предметы, оленей, толковали сны. Их духи-помощники — животные.

Еще в 1950-х годах нганасаны отмечали праздник Аны'о дялы (Большой день) в честь матерей природы, во время которого совершались обряды инициации молодежи, праздник «чистого чума» (мадуся) и др.

В настоящее время все эти представления сохранились в пережиточной форме: в виде фольклора, различных запретов и правил, некоторых обрядов (особенно промысловых и поминально-похоронных), по большей части у промыслового и оленеводческого населения.

3. П. Соколова

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 288-289.

Этнос: