Вентцель Т.В. Цыгане

Цыган в представлении Сальвадора Дали.
Цыган из Фигераса. 1923. Картон, масло.

ЦЫГАНЕ (самоназвание: рома - люди) - народность (точнее - этнические группы, связанные общностью происхождения и языка), распространившаяся по всем континентам. Говорят главным образом на цыганском языке, распадающемся на ряд диалектов, относящихся к индоарийской группе индоевропейских семьи языков. Язык цыган сохраняет близость как с санскритом, так и с некоторыми новоиндийскими языками. Различные народы называют цыган по-разному: немцы - Zigeuner, венгры - cigány, испанцы - Gitanos, англичане - Gypsies (египтяне), французы - Tsiganes, Bohémiens, голландцы - Heidens (язычники), финны - mustalainen (черный), армяне - боша, среднеазиатские народы - люли и др. Численность цыган, по разным оценкам, определяется от 1 до 6 и более млн. человек. В СССР цыган - 175,3 тысяч человек (1970, перепись). В современной науке наиболее распространена точка зрения, считающая, что предки цыган - выходцы из Индии. Первыми ее высказали немецкие ученые Й. Рюдигер и Г. Грельман (конец 18 века), А. Ф. Потт (19 век) и словенский ученый Ф. Миклошич (19 век).

Цыганская народность сложилась лишь после того, как предки цыган покинули Индию в конце 1-го тысячелетия н. э. Возможно, что поводом исхода цыган из Индии послужили нашествия мусульманских завоевателей в Индию в 7-14 веках. Можно предполагать, что беженцы - предки цыган принадлежали к различным низшим кастам. Первоначально осев в Передней Азии (в Иране), а также в Египте (отсюда ложное представление об их египетском происхождении), они надолго задержались на восточной окраине Византийской империи. В начале 2-го тысячелетия они продвинулись на Балканский п-ов и на С. Африки. В 13-15 вв. Ц. распространились сперва по Центральной, а затем по Западной и Восточной Европе, в дальнейшем - по Северной и Южной Америке и Австралии (19 век). В Россию цыгане попали двумя путями: южные - через балканские страны (15-16 века), северные - через Германию и Польшу (16-17 века).

В Западной Европе цыгане вначале были встречены с любопытством и даже доброжелательно. Позднее отношение к цыганам изменилось, на них стали смотреть как на бродяг, промышляющих нищенством, гаданием и воровством, их объявляли вне закона, выселяли за пределы государств. Лишь в конце 18 века в отдельных странах Европы стали принимать некоторые меры по улучшению правового положения цыган. Возникло деление цыган на оседлых, полуоседлых и кочевых. Кочующий табор цыган- это локальная группа, состоящая как из кровных родственников, так и представителей других цыганских родов, передвигающаяся по определенной, традиционно установленной территории. Возглавляет табор выборный вождь - вайда (или сагибоскиро). Наряду с ним большое влияние имеет старейшая женщина табора. Табор имеет общественную кассу, которой распоряжается вайда. Он является официальным представителем табора перед административными органами той страны, где табор находится, он же осуществляет суд по внутренним противоречиям, возникающим в таборе. Положение цыганской женщины в таборе приниженное. Она беспрекословно подчиняется отцу, затем мужу, но на ней лежат заботы о полном обеспечении семьи пропитанием. Оседлые и полуоседлые цыгане исполняют церковные обряды тех народов, среди которых они живут, но легко меняют свое вероисповедание при переселении. Кочевые цыгане придерживаются традиционных суеверий и обрядов, связанных с ранними религиозными культами их предков. Значительная часть цыган сохранила свои исконные занятия (обработка металла, дерева, пера, рогов, волос, плетение корзин, коневодство, гадание) и искусства (музыка, пение, танец, акробатика, дрессировка животных).

Во время 2-й мировой войны большинство цыган в Центральной и Восточной Европе было варварски истреблено гитлеровцами.

В 60-е годы 20 века в некоторых странах Европы начали приниматься меры по ликвидации неграмотности среди взрослых и детей. Цыганам представлялись условия для оседания и приобретения различных профессий.

В России до Октябрьской революции цыгане, жившие в городах, занимались: мужчины - преимущественно барышничеством, женщины - гаданием; кочующие - главным образом попрошайничеством и гаданием и частично кузнечеством и лужением. Цыгане, обосновавшиеся в Петербурге и Москве (с 30-х годы 19 века), жили оседло, большая часть их входила в состав хоровых ансамблей.

После Октябрьской революции был издан ряд постановлений: ЦИК и СНК СССР от 1 октября 1926 года "О мерах содействия переходу кочующих цыган к трудовому и оседлому образу жизни"; ВЦИК и СНК РСФСР от 20 февраля 1928 года "О наделении землей цыган, переходящих к трудовому оседлому образу жизни", и др. В 1931 году в Москве был открыт цыганский театр "Ромэн".

В дни Великой Отечественной войны многие цыгане сражались в рядах Советской Армии и партизанских отрядах. После войны кочевничество цыган усилилось. Это было вызвано тем, что новые группы цыган, оказавшиеся на территории СССР в 1939-1940 годов, в связи с воссоединением Западной Украины и Бессарабии и вхождением в СССР прибалтийских республик, вели преимущественно кочевой образ жизни, а также тем, что большинство цыганских колхозов во временно оккупированных немецко-фашистскими войсками районах было уничтожено. 5 октября 1956 года был издан указ Президиума Верховного Совета СССР "О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством". Многие цыгане перешли к оседлому и трудовому образу жизни.

Т. В. Вентцель. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974.

Литература:

Герман А. В., Библиография о цыганах. Указ. книг и статей с1780 по1930 гг., М., 1930; Miklosich F., Über die Mundarten und die Wanderungen der Zigeuner Europas, W., 1872-80; Rott A. F., Die Zigeuner in Europa und Asien, Bd 1-2, Halle, 1844-45; A cataloque of the Gypsy books collected, by R. A. Scott Macfie, Liverpool. 1936; Kochanowski J., Gypsy studies, v. 1-2, New Delhi, 1963; Foletier F. de, Mille ans d'histoire des Tsiganes, P., (1970) (лит.); Vaux de Foletier F. de, Mille ans d'histoire de tsiganes, P., (1970); "Journal of the Gypsy lore Society", Old series, 1888-92, v. 1-3, New series, 1907-16, v. 1-9, Third series, 1922-, v. 1-; "Etudes Tsiganes", 1955, v. 1.

Этнос: