Мищенко Е. В., Михайлов С. С. Ассирийцы.

Ассирийцы, атурая, сурая (самоназвание), халдеи, айсоры (армянское), сиро-халдеи, сирийцы, народ. Наиболее компактно проживают в Северном Ираке (120 тыс. человек), Иране (100 тыс. человек), Турции (70 тыс. человек), Сирии (30 тыс. человек); общины ассирийцев имеются в России (10 тыс. человек), Грузии (6,2 тыс.), Армении (6,0 тыс.), Ливане, США, Швеции, Великобритании, Германии и других странах. Общая численность — 350 тыс. человек. Язык — ассирийский (новосирийский, новоарамейский, сирийский) западно-семитской группы афразийской семьи. Распространены также грузинский, армянский, азербайджанский, арабский, персидский, русский и другие языки. Письменность на основе сирийского письма. Верующие — христиане.

Ассирийцы возводят себя к древним ассирийцам, население Ассирийской державы (середина 2-го тысячелетия — 605 до нашей эры), которые после её падения находились под властью различных государств.

С I века среди ассирийцев распространяется христианство, которое стало играть роль этноконсолидирующего фактора. В эпоху Арабского халифата (с VII века) достигает расцвета ассирийская несторианская церковь: к XIII веку в подчинении её патриарха было 25 митрополий и 130 епископий от Сирии до Китая. Ныне ассирийцы принадлежат главным образом к Ассирийской Церкви Востока (несторианской), Сирийской яковитской Церкви (монофиситской) и ассиро-халдейской церкви, объединяющей несториан, вступивших (в середине XVI века) в унию с римско-католической церковью.

Во время завоевательных походов Тимура в конце XIV века большая часть ассирийцев была уничтожена вследствие отказа принять ислам; уцелели лишь укрывшиеся в горах Курдистана. С XVI века большинство ассирийцев жило на территории Османской империи. В 40-х гг. XIX века был разработан литературный ассирийский язык на основе урмийского диалекта. В XIX веке ассирийцы оказались в эпицентре международных конфликтов на Ближнем Востоке, где европейские государства и в том числе Россия пытались использовать в своих интересах ассирийцев и других местных христиан. Это вызывало недовольство турецких властей и, как следствие, репрессии и погромы. В первой четверти XX века (особенно в 1915) от рук турецких и курдских экстремистов погибло около 500 тыс. христиан-ассирийцев, многие были вынуждены искать спасения в других странах.

В России ассирийцы впервые появились во время русско-иранской войны 1826—28, когда российские власти разрешили (1828) поселиться в Армении семьям активных сторонников России. Самое значительное переселение ассирийцев в Россию произошло после разгрома антиосманского восстания 1914 и последовавшего за этим геноцида ассирийцев в 1915. В 1917 на территории России проживало около 50 тыс. ассирийцев. Под давлением властей многие из них приняли православие.

В прошлом подавляющее большинство ассирийцев было сельскими жителями, их основное традиционное занятие — земледелие (главным образом пшеница, ячмень, хлопок, табак, бахчевые, огородные культуры), были развиты садоводство и виноградарство. Ассирийцы (особенно в Иране) занимались также скотоводством (козы, овцы, крупный рогатый скот). Были развиты торговля, ремёсла (гончарное, кузнечное и др.), отходничество, в Урмийской долине Ирана — рыболовство. В конце XIX века среди ассирийцев российского Закавказья начал зарождаться слой промышленных рабочих.

Ассирийцы, переселившиеся в Россию в 1914—18, осели преимущественно в городах, занимаясь главным образом мелкой торговлей (как правило, выходцы из Ирана) либо (выходцы из Турции) ремонтом и чисткой обуви. Сравнительно небольшая часть ассирийцев, поселившаяся в сельской местности, занималась земледелием. Ныне среди ассирийцев распространены различные профессии, высока доля интеллигенции.

На протяжении веков ассирийцы сохраняли родо-племенную структуру. Во главе племенных объединений стояли князья (малики), во главе деревенских общин — старосты (ришмата). Современные ассирийцы сохраняют представления о традиционной родо-племенной организации и общине. Традиционные семейные отношения патриархальные.

Почти все традиционные праздники христианского происхождения: Пасха, Рождество Христово и др., дни памяти ассирийских христианских святых (Нусардил, Мар-Шалыта, Мар-Геворгиз). Дохристианского происхождения ассирийский Новый год, празднуемый 1 апреля. Ассирийцы сохранили богатый сказочный фольклор.

Современная материальная культура ассирийцев имеет много общего с культурой окружающих народов: жилища (особенно в городах), бытовые орудия, домашняя утварь, одежда.

Е. В. Мищенко, С. С. Михайлов

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 61-62.

Этнос: