АЛБАНЦЫ (самоназвание в ед. ч. - шкиптар, shqiptár) - нация, основное население Албании, численность в Албании - ок. 1600 т. ч. (1960); св. 750 тыс. А. живут в Югославии, главным образом в сопредельных с Албанией областях Косове, Метохии и Македонии; несколько тысяч А. живет в Греции, в соседних с Албанией районах (кроме албанского населения, переселившегося в Юж. Грецию в ср. века); 100-150 т. ч. - в Италии (южные области и о. Сицилия), куда А. переселились в 15-16 вв. Относительно давно началась эмиграция А. в Турцию, Болгарию, Румынию. В СССР находятся потомки переселенцев более позднего времени (с конца 18 в.). В Египет, Америку (гл. обр. в США и Аргентину) и в Австралию А. уезжали в поисках работы в 19-20 вв. Албанский язык принадлежит к индоевропейской семье языков, в которой составляет самостоятельную ветвь. 71% верующих А. составляют мусульмане, 19% - православные, 10% - католики. Раскопки последнего времени в Албании дали сведения о раннесредневековой культуре, являющейся связующим звеном между иллирийской и средневековыми албанскими культурами. На основе этого албанские историки утверждают, что основным элементом в формировании албанской народности были иллирийцы и лишь отчасти - фракийцы. Римское господство в Иллирии (3 в. до н. э. - 4 в. н. э.) оставило некоторые следы в языке и культуре А. В конце 6 - нач. 7 вв. славяне заселяли территорию Сев. Албании; А. сохранили, особенно в горных районах, свой язык и свою культуру. В средние века на албанских землях шла непрерывная борьба между византийцами, болгарами, норманнами, сербами и др.; православная и католическая церкви боролись между собой за влияние в стране. Все это наложило отпечаток на культуру и язык А. Начиная с 11 в. постепенное слияние племен и образование территориальных межплеменных единиц привело к тому, что этноним "албанцы", упоминаемый впервые во 2 в. как племенное название, стал распространяться на всех обитателей современной Северной и Средней Албании, а потом и на обитателей Южной Албании (варианты: у византийцев - "алваной", "арваной", "арванитес", а страна - "Алванон", "Арбанон", в зап. источниках: "arbanenses", а страна "Arbanum", "Albania", у славян - "арбанаси", а страна "Рабан"). Политич. общность А., складывавшаяся на основе экономического развития страны, укрепилась в ходе освободительной борьбы А. против турецкого завоевания.
Турецкое господство (кон. 15 в. - 1912) затормозило ист. развитие Албании, вызвало интенсивную эмиграцию. Население уходило в горы, нищало. Нарушились хоз. связи между областями страны, сохранялись примитивные формы в быту и в хозяйстве, углублялись диалектальные различия. В условиях феодальной раздробленности выдвинулись на первый план областные наименования А. Старый этноним "албанцы" был постепенно заменен новым - "шчиптар" (shqiptár), по к-рому вначале отличались говорящие "понятно", т. е. "шчип", от завоевателей, говоривших на тур. языке (поэтому А. называют свою страну "Шкиперия"). Во 2-й половине 18 в. и в нач. 19 в. в результате централизаторской политики крупных феодалов образовались два основных наименования областей Албании и их обитателей: "Тоскерия" и "тоски", на юге и "Гегерия" и "геги" - на севере. В настоящее время термины "геги" и "тоски" означают диалектальные различия.
С середины 19 в., когда в Албании начали возникать капиталистические отношения, развернулась острая борьба за нац. самоопределение и широкое культурное движение (т. н. период возрождения); происходил процесс образования албанской нации. Медленное развитие капитализма, грабительская политика империалистических держав, религиозная рознь, разжигаемая господствующими классами, тормозили этот процесс.
Победа нар. революции в Албании (1944), укрепление строя нар. демократии и переход к построению социализма обусловили нац. сплочение А. и ускорили процесс ликвидации различий между этнографическими группами и областными диалектами.
Ю. В. Иванова. Москва.
Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.
Литература:
Historiaе Shqipёrisё, v. 1, Tiranё, 1959.