Золотаревская И.А. Индейцы

Версия для печатиВерсия для печати

ИНДЕЙЦЫ - общее название коренного населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов). Название возникло в результате ошибочного представления первых европейских мореплавателей (Х. Колумба и других, конца 15века), считавших открытые ими страны Индией. По антропологическому типу индейцы принадлежат к американоидной ветви большой монголоидной расы. Общая приблизительная численность индейцев в Америке свыше 22 млн. человек (1959). Установлено, что предки индейцев и эскимосов переселились в Америку из Северо-Восточной Азии через область Берингоморья. Уровень культуры первых переселенцев, появившихся на территории Американского континента 20-30 тысяч лет назад, соответствовал позднепалеолитическим и мезолитическим культурам Европы. Расселение индейцев по обоим континентам и освоение новых земель тянулись многие тысячелетия.

Языковая дробность индейцев очень велика. В последних классификациях приводится более 100 языковых семей и изолированных языков индейцев (см. этнографические карты при статьях Северная Америка и Южная Америка). Языки индейцев изучены неравномерно.

До европейской колонизации индейцы, за исключением некоторых народов Центральной Америки и Андского нагорья, создавших раннеклассовые государства (ацтеки, майя, инки), жили первобытнообщинным строем, находясь на различных его ступенях. У большинства племен Северной и Южной Америки в это время господствовал материнский род (ирокезы, мускоги, хопи, многие племена бассейна реки Амазонки и др.); у других формировался отцовский род (тлинкиты, племена Юго-Западной Северной Америки, многие племена Амазонки). Целый ряд народов (охотничьи племена Севера, эскимосы, калифорнийские индейцы, жители Огненной Земли) по ряду исторических причин утратил родовую организацию, сохранив лишь ее пережитки и создав территориальные общины. К началу европейской колонизации (16 век) в Америке сложилось несколько культурно-исторических областей: 1) Арктическая область морской охоты (эскимосы и алеуты). 2) Северо-западное побережье Северной Америки - область специализированного рыболовства и морской охоты (хайда, тлинкиты, квакиютл и др.); обилие морского зверя и рыбы, высокая техника лова создали возможность высокого развития производительных сил при охотничье-рыболовческом хозяйстве и выделении ремесла; в общественных отношениях здесь наряду с архаическими первобытнообщинными формами общественного устройства появилось патриархальное рабство, приход европейцев и вовлечение местных индейцев в торговлю ускорили эти процессы. 3) В Калифорнии племена собирателей, принадлежавшие к различным языковым группам, создали в благоприятных климатических условиях своеобразное хозяйство (основа его - сбор и употребление желудей) и культуру (их типичными представителями были племена средней части Калифорнии - винтун, патвин, майду и др.); открытие золота в Калифорнии в середине 19 века привело к катастрофическому сокращению индейского населения и полному разрушению его самобытной культуры. 4) Север Канады и внутренняя часть Аляски - область кочевой лесной охоты (алгонкинские и атапаскские племена); основной источник существования этих племен - охота на оленя-карибу; суровые климатические условия и кочевой быт способствовали выработке особых видов меховой одежды, переносных конических шалашей, крытых корой и шкурами (типи), лыж-ракеток, собачьей волокуши, бесполозных саней (тоббоган). 5) В восточной части нынешней территории США жили племена оседлых земледельцев (восточные алгонкины, ирокезы, мускоги); у них господствовал развитой материнский родовой строй; ко времени европейской колонизации и отчасти под ее напором многие племена создали племенные союзы, сыгравшие большую роль в истории США (союз ирокезов, конфедерация повхаттан, конфедерация криков). 6) После открытия Америки в степной области сложилась культура конных охотников на бизонов; населявшие ее индейцы степей-прерий Северной Америки (сиу-дакота, оседжи, манданы, арапахи, чейены, пауни, кэддо, вичита) создали сплоченную племенную организацию, местами племенные союзы (например, дакоты). 7) Юго-Запад Северной Америки (нынешние штаты Нью-Мексико, Аризона, Юта, Колорадо) - область развитого земледельческого хозяйства с применением искусственного орошения (индейцы - пуэбло, пима); здесь же после колонизации возникла скотоводческая культура племен навахов, заимствовавших многое у соседних земледельческих племен.

8) Наиболее значительного развития в доколумбовой Америке достигли индейцы Центральной Америки и области Анд. В этих районах преобладало земледельческое хозяйство с различными системами земледелия от подсечно-огневой (майя) до сложной оросительной (ацтеки) и террасовой (Др. Перу); издревле выращивались маис, бобовые, тыква, подсолнечник, какао, агава, табак, хлопок, на Андском нагорье - картофель. Средняя Америка - единственный в доколумбовой Америке район, где впервые начали развиваться скотоводство (лама и альпака в области Анд) и металлургия (медь, золото и серебро, а в Перу и Колумбии также сплавы - бронза, тумбага). Здесь сложились очаги высокой культуры, достигшие максимального развития в 10-15 века н.э., возникли города-государства, были созданы замечательные памятники архитектуры, иероглифической письменности и др. (ольмеки, тольтеки, ацтеки в долинах и нагорье средней Мексики, майя в Южной Мексике и нынешней Гватемале, чибча-муиска в Северо-Западной Колумбии, кечуа и аймара в Древнем Перу). 9) В тропических областях Южной Америки (бассейн Амазонки и Ориноко и Бразильское нагорье) обитали племена мотыжных земледельцев, культивировавших преимущественно маниок и маис, а также индейцы, жившие охотой и собирательством (араваки, карибы, тупи-гуарани, же). Для их материальной культуры характерны большие общинные дома (малока), вмещавшие иногда население всей деревни, подвесные койки-гамаки, духовое ружье с отравленными стрелами (сарбакан), изготовление ядов, в том числе кураре, почти полное отсутствие одежды, обилие перьевых украшений. У части этих племен наметился распад материнского рода и возникновение соседской общины, зарождалось рабство. 10) Много общего с культурой индейцев северо-американских прерий имели охотничьи племена аргентинской пампы и Патагонского нагорья, ставшие в 17-18 века конными охотниками на гуанако (с помощью лассо и болас). 11) На крайнем юге Южной Америки и на островах Огненной Земли местные индейцы (она, ямана, алакалуфы) вели полукочевую жизнь примитивных рыболовов, охотников, собирателей морских моллюсков.

Европейская колонизация прервала естественный ход развития индейцев. Большее число индейцев Северной Америки было истреблено, оставшиеся племена переселены в резервации США и Канады. Только на крайнем Севере материка местные индейцы ведут кочевую жизнь; они занимаются звероловством и всецело зависят от скупщиков пушнины, нещадно их эксплуатирующих. В настоящее время в Канаде живет около 190 тысяч, в США около 600 тысяч индейцев. Значительное число индейцев США ассимилируется американцами, пополняя ряды американского городского и сельского пролетариата и беднейшего фермерства. Многие племена индейцев Латинской Америки также были уничтожены (индейцы Вест-Индии, Уругвая, Аргентины), в странах Латинской Америки насчитывается более 21 млн. индейцев. Незначительная часть индейцев сохранила и до настоящего времени свой культурно-бытовой уклад (индейцы глухих районов Амазонки). В целом ряде латино-американских стран индейцы явились важным компонентом сложения современной наций (мексиканцы, гватемальцы, парагвайцы, перуанцы и др.). В некоторых странах языки индейцев бытуют наряду с испанским (кечуа в Перу, Боливии, Экуадоре, гуарани в Парагвае, где он является вторым государственным языком). Крупные индейские народы отстаивают свое право на развитие самобытной культуры и борются за равноправие вместе со всеми др. народами Америки (кечуа в странах Андского нагорья, индейцы Южной Мексики, арауканы в Чили и мн. др.).

Вклад индейцев в мировую культуру весьма значителен: народы мира восприняли от индейцев возделывание маиса, картофеля, подсолнечника, маниока, какао, хлопка и др.; индейцы создали замечательные памятники архитектуры, изобразительного искусства, народного поэтического творчества.

Религиозные верования индейцев представляли собой различные племенные культы (шаманизм, культ личных духов-покровителей, пережитки тотемизма и др.). В настоящее время эти культы сохранялись лишь в отдаленных и малодоступных районах Америки (бассейн рекм Амазонки и др.), большинство же индейцев восприняло христианство: в Южной Америке главным образом - католицизм, а в Северной Америке - преимущественно различные направления протестантизма.

И. А. Золотаревская. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Литература:

Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., г. 21; Народы Америки, т. 1-2, М., 1959-60; Индейцы Америки, Тр. Ин-та этнографии АН СССР, М., 1955; Амер. этнографический сб., Тр. Ин-та этнографии АН СССР, М., 1960; Морган Л. Г., Дома и домашняя жизнь амер. туземцев, пер. с англ., Л., 1934; Фостер У., Очерк политич. истории Америки, пер. с англ., М., 1953.

Этнос: