Медведева В.А. Религиозные и культурные традиции украинцев

Малороссийский крестьянин.

Основой этнонима "украинцы" стало слово "краина" (т. е. страна), которое восходит к названию "Украина" ("край"), употреблявшемуся для обозначения южнных и юго-западных частей древнерусских земель в 12—13 веках. В 16—17 веках в официальных документах России украинцев часто называли черкасами, позже, до начала 20 века, малороссами, южнорусами. Украинцы составляют основное население Украины (37 419,1 тыс. чел.), но живут во многих странах. Общая численность — свыше 45.0 млн чел.

Общая численность украинцев, проживающих в Российской Федерации, — 4362,9 тыс. чел. (1989), в т. ч. в Москве — 247,3 тыс., в Московской области — 185,4 тыс. чел., в Санкт-Петербурге — 125,0.

Украинцы говорят на ново-украинском языке, который сложился как литературный язык. В ходе формирования украинского этноса на рубеже 18—19 веков среди украинцев, живущих в России, 42,8% считают свой национальный язык родным и 15,6% свободно им владеют (соответствующие данные по русскому языку среди украинцев России — 57,0 и 38,1%).

Верующие украинцы — в большинстве православные; в западных регионах часть населения — греко-католики. Униатская (греко-католическая) церковь возникла здесь на рубеже 16 и 17 веков. Специфической чертой украинской греко-католической церкви является ее догматико-обрядовый синкретизм: с самого начала она строилась как органичное соединение восточно-православной обрядности с догматикой (и философией) католической церкви.

Русско-украинские этнические контакты приобрели массовый характер с 30-х годов 17 века, когда начинает осуществляться украинская миграция в Россию. Она в конечном счете привела к тому, что украинский этнос стал преобладающим в ряде исконных русских областей (например, в Курской и Воронежской губерниях). Важным событием в истории украинского народа является Переяславская рада в январе 1654 года, провозгласившая воссоединение Украины с Россией *ПРИМ. К конце века с Россией были воссоединены Левобережная Украина, Киев с прилегающими территориями. Запорожье и Чернигово-Северская земля.

В 18—20 веках украинские мигранты успешно заселяли и осваивали обширные пространства в России — сначала в Поволжье и Южнном Приуралье, а затем — на Северном Кавказе, в Сибири и на Дальнем Востоке. В 30—70-е годы 20 века отмечалась высокая миграция украинцев в Россию.

В результате длительных миграционных и этнокультурных процессов сложились своеобразные группы украинского населения на территории Курской, Воронежской губернии, в низовьях Дона, в Нижнем Поволжье, в Ставрополье, в Южнном Приуралье, в Сибири и на Дальнем Востоке. Группу кубанских (черноморских) казаков на западе Кубанской области отличали привилегированное сословное положение и замкнутость жизни военного сословия.

Во всех этих районах в бытовой сфере украинцев, проживающих в тесном контакте с другими народами, преимущественно с русскими, происходили многообразные процессы культурных взаимовлияний. Адаптируясь в местных условиях, приобретая новые особенности быта, украинцы в большинстве случаев сохраняли основу своей традиционной культуры (в земледельческой технике, жилище, пище, одежде, обрядах) и оказывали влияние на бытовую культуру местного населения, заимствуя, в свою очередь, от него ценные трудовые традиции. Сложные процессы затронули также особенности языка и этнического самосознания украинских переселенцев. В настоящее время в этих регионах большинство жителей украинского происхождения считают себя русскими. Процесс "обрусения" облегчался здесь давней языковой и культурной близостью. Более четко осознается принадлежность к украинскому этносу у жителей компактных украинских поселений на юге Воронежской, Белгородской, Омской областях, в Башкирии и др.

С конца 1980— начала 1990-х годов в среде украинских поселенцев в России наметилась тенденция к возрождению чувства этнической самоидентификации, оживился интерес к истории и культуре украинского народа. Этнические традиции длительное время сохраняются в нормативно-поведенческой культуре — свадебные, родильные и похоронные обряды. В духовной жизни украинцев, как и у многих других народов, в селах и городах православие уживалось со сложными комплексами остатков верований в сверхъестественные мифические существа. Этот синкретизм проявлялся как в семейном, так и в общественном быту — в обрядах, праздниках, обычаях. Верили в домового, в ведьм — женщин, продавших душу черту и причиняющих вред людям и животным, в упырей, вурдалаков, русалок. В наши дни еще сохраняются мн. традиционные элементы праздников древнего календарного цикла, приуроченных к датам христианского календаря. Сравнительно хорошо сохранилась древняя украинская календарная и семейная обрядовая поэзия ("колядки", "щедривки", "засивания", "веснянки", "pусальни", "царинни", "петривочни", песни и др.), заговоры, пословицы, поговорки, сказки, предания. Наиболее распространенной и массовой была и остается песня — лирическая, трудовая, военно-историческая.

Тенденции к возрождению национальных культурных традиций в среде украинской диаспоры в последние годы усиливаются в связи с приобретением Украиной своей государственности, переосмыслением опыта прошлого. Среди потомков выходцев из Украины возрастает и гипертрофируется чувство этнического самосознания, возрастает интерес к истории и культуре украинского народа.

В городах и районах компактного проживания украинцев в России создаются украинские национально-культурные общества, организуются фольклорные ансамбли, самодеятельные творческие театральные коллективы, устраиваются вечера и праздники украинской культуры, издаются газеты на украинском языке, ставятся вопросы о факультативном изучении украинского языка, о создании украинских школ (например, в Воронеже). Это движение широко поддерживается на Украине, где созданы общественные организации, осуществляющие культурные связи с украинцами за пределами Украины

После распада СССР иначе складывается и религ. обстановка в ряде обл. Западной Украины, где совместно проживают православные и греко-католики. Как известно. Закарпатье было включено в состав Украины лишь в июне 1945 года. Уже в те годы стали отмечаться факты недоброжелательного отношения греко-католиков к православным общинам Закарпатской и Львовской областей. С провозглашением Украины независимым государством эти отношения в ряде районов переросли в открытые конфликты, сопровождающиеся насильственным захватом униатами православных храмов, угрозами и оскорблениями в адрес православных прихожан, что может негативно повлиять на религиозные отношения в среде украинской диаспоры в России.

В. А. Медведева

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 525-528.

Примечания

*ПРИМ – Разумеется, ни о какой «Украине» в документах того времени и речи не шло. Взять ли, к примеру, «Решение Земского собора...» 1 октября 1653 года или «Лист Богдана Хмельницкого, посланный из Переяслава Царю Алексею Михайловичу...» от 8 января 1654 года, или «Жалованную грамоту гетману Богдану Хмельницкому» от 27 марта 1654 года – всюду речь о «запорожском войске» или «о черкаском деле». Термин «Украина» не используется или же под ним понимается нечто совсем иное – вовсе не территория, подчиняемая Москве, а скорее рубеж («окраина»), к которому движется польское войско.

Этнос: