Смоляк А.В. Верования ульчей (Мчедлов, 1999)

Версия для печатиВерсия для печати

Ульчи проживают в Хабаровском крае на Нижнем Амуре. По данным 1989 года, их насчитывается 3233 чел. Занимаются рыболовством и охотой. По религиозным воззрениям ульчи — анимисты и шаманисты (см. Шаманизм). Традиционны для них верования в духов, населяющих все сферы мира — небеса, всю землю: горы, тайгу, реки, озера, а также подземные миры, из которых выделяется один — були — загробный мир. От Боа эдени — главного духа, хозяина неба — зависела жизнь, промысловые удачи людей; перед зимним пушным промыслом молились ему и др. верхним богам — Сангия мапа, Сангия Энин, солнцу, дарующему здоровье. Главному небесному богу приносили кровавую жертву около священного дерева близ дома. В тайге на промысле кормили" духов места, где устраивали жилище, ежедневно молились, "кормили" духов ближних сопок, речек и ручьев, огня, земли. Почитали дуэнтэ эдени — духа-хозяина тайги — мифического огромного медведя. Тем не менее медведей убивали, но при этом устраивали грандиозные "праздники". Они отмечались особенно торжественно, если зверя предварительно держали несколько лет в неволе. Перед началом рыболовных промыслов совершалось много молений и приносились жертвы главному духу — антропоморфному Тэму и другими подводным духам. Ульчи верили в силу амулетов, прибегали к магическим действиям, чаще всего в связи с рождением и сохранением жизни детей. Распространен был среди ульчей и культ близнецов: считалось, что один из них рожден от медведя, и этот ребенок всегда связан с тайгой. На близнецов и их мать накладывалось множество ограничений в жизни; хоронили их особым образом в тайге.

Вообще умерших хоронили в гробах, к-рые ставили в срубных орнаментированных "домиках". Погребение покойников в земле стало практиковаться у ульчей лишь в конце 19 — начале 20 века. Ульчи верили в жизнь души после смерти в подземном мире були. Кормили душу сразу после смерти, после похорон на поминках, в течение года во время ежемесячных поминок и на последних поминках, отправляя ей пищу, одежду, различные инструменты. раньше — орудия труда, средства передвижения и др. Погребально-поминальный цикл сохраняется и ныне. 

Шаманизм медленно изживался по мере ухода из жизни его носителей — шаманов, имевших бубны — овальные, узкоободные с колотушкой, специфическую одежду в виде юбок (у мужчин и женщин), кофт с изображением на них духов — помощников шамана (змеи, черви и др.). Высокие в прошлом шаманские столбы, от которых начиналось каждое камлание и где оно заканчивалось, постепенно становились все ниже, их прятали среди деревьев близ жилищ.

Христианизация ульчей началась в конце 19 века. Правосл. миссия строила церкви, школы, детей крестили, но традиционные верования сохранялись, хотя священники, русская администрация относились к ним неодобрительно. Резко отрицательное отношение к ним проявлялось в 1920—1930 годы. Атеистическое воспитание в школах оказало решающее влияние на подрастающее поколение; не менее важна была общая атмосфера — совр. жизнь с телевизорами, книгами, тесное общение с численно преобладающим иноэтничным окружающим населением, этнически смешанные семьи. О традиционных верованиях ныне помнят лишь люди преклонных лет. К ним проявляет интерес национальная интеллигенция (см. также Народов Сибири верования).

А. В. Смоляк

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 528-529.

Этнос: