Евреи (СИЭ, 1964)

Версия для печатиВерсия для печати

ЕВРЕИ - самоназвание и общее этническое название (на русском языке) народов, живущих в разных странах, но ведущих свое происхождение от древнееврейской народности; верующие евреи исповедуют иудаизм. В 13-12 веках до н. э. древнееврейские скотоводческие племена, кочевавшие в Аравии, переселились в Палестину, где частично смешались с ханаанеями и хеттами и перешли к оседлости и земледелию. Их родоплеменной строй сменился классовым, образовалось единое государство (около 1000 года до н. э.), чему способствовала борьба с соседними племенами (филистимлянами и др.). Около 935 года до н. э. это государство распалось на два: северное - Израильское царство, которое в 722 года до н. э. было покорено Ассирией, и южное - Иудейское царство. В 586 году до н. э. последнее было завоевано Вавилонией, часть жителей была угнана в Месопотамию, что положило начало расселению евреев но странам мира (так называемые диаспоры). Основные массы евреев возвратились из вавилонского плена лишь через 50 лет. В 63 году до н. э. Иудея была захвачена Римом. При подавлении восстания евреев против Рима (см. Иудейская война 66-73 годов) Иудея подверглась разграблению и опустошению. Много евреев было убито, продано в рабство, часть расселилась по всей Римской империи и за ее пределами. В 132-135 годы н. э. произошло последнее крупное восстание евреев Палестины против Рима под предводительством Бар-Кохбы.

В эпоху раннего средневековья евреи жили главным образом в странах Западной Европы, где в отношении евреев издавались специальные законы, ограничивавшие их в правах и занятиях, в частности в праве владения и пользования землей. Эти ограничения заставляли их селиться в городах, где они занимались ремеслами и торговлей, а более богатые - ростовщичеством. Евреи не допускались в цехи и гильдии, подвергались ограблениям и изгнаниям. Имущество ограбленных, изгнанных и убитых евреев присваивалось феодалами, бюргерами и католической церковью, насаждавшей вражду к "врагам христовым". Тысячи евреев пали жертвами инквизиции. В ряде случаев евреи поголовно изгонялись из некоторых стран (из Англии в 13 веке, Франции в 14 веке, Испании и Португалии в конце 15 века и т. д.). Основной причиной этих преследований было противоречие интересов христианских и еврейских купцов и ремесленников. Наряду с этим преследования евреев уже в средние века имели целью отвлечь народный гнев от феодалов и богатых горожан и направить его против евреев. Еврейская беднота, помимо национальной дискриминации, подвергалась экономическому и культурно-бытовому гнету со стороны еврейской общины (когол, кагал), регламентировавшей всю жизнь евреев в интересах богачей и клерикальной верхушки, заправлявших коголом. Последний, в свою очередь, насаждал отчуждение и вражду евреев к христианам. Века гонений и беспощадного гнета внутри еврейской общины привели к громадной смертности и пауперизму евреев. Периодически среди евреев возникали движения против когольной верхушки и мессианские движения (см. Мессианство), выражавшие в религиозной форме протест масс против социального и национального гнета. В результате буржуазных революций 17-19 веков в Западной Европе ограничения евреев были отменены. Но, подобно другим буржуазным реформам, равноправие евреев на практике было урезанным. Свирепый средневековый антисемитизм был заменен более мягкими формами религиозной и расовой дискриминации в государственной и общественной жизни и в быту. Буржуазный строй не мог коренным образом разрешить еврейский вопрос.

К концу 18 века большинство евреев жило в Польском государстве (Речь Посполита) и при разделах Польши значительная часть их перешла под власть Российской империи, где вскоре после этого начали проводиться ограничения евреев. Царское правительство с целью отвлечения народных масс от революционного движения натравливало на евреев самые отсталые и невежественные элементы населения, учинявшие еврейские погромы. Классовый и национальный гнет в России привел к тому, что в конце 19 века от 25% до 38% евреев в ряде городов жили за счет благотворительности, многие (главным образом еврейская беднота) были вынуждены эмигрировать (особенно в США и другие страны Америки). Непрерывно расширялась и углублялась социальная дифференциация среди евреев, значительно вырос ремесленный, отчасти фабричный пролетариат, возникла промышленная буржуазия; происходило приобщение евреев к демократической русской культуре и революционному движению, а также к светскому просвещению. Большевики боролись за приобщение рабочих евреев к общероссийскому социал-демократическому рабочему движению, против националистического мелкобуржуазного Бунда, за уничтожение бесправия евреев (законопроект об отмене всех ограничений, связанных с национальной принадлежностью, был внесен большевиками в 1914 году в 4-ю Государственную думу), против погромов и т. д. Октябрьская социалистическая революция и последовавшие после 2-й мировой войны революции в Польше, Венгрии и других странах полностью уничтожили вековое бесправие евреев в этих странах. Ликвидация эксплуатации человека человеком, создание социалистических экономических и общественных отношений обеспечили дружбу и равенство народов, населяющих социалистические страны, и ликвидировали социальную почву для национальной дискриминации вообще и для национальной дискриминации евреев в частности. Пролетарский интернационализм, равноправие и тесное содружество народов - основа национальной политики социалистических государств. В этих странах ведется борьба против пережитков веками насаждавшегося антисемитизма, а всякая его проповедь карается законом. На основе общности экономических, политических и духовных интересов, братской дружбы и сотрудничества евреи вместе со всеми народами СССР и других социалистических стран участвуют в строительстве социализма и коммунизма. В 1934 году в СССР была образована Еврейская автономная область.

Буржуазия в период общего кризиса капитализма все чаще прибегает к усилению расизма в разных видах, в том числе к антисемитизму - распространению вражды к евреям, правовым их ограничениям, изгнаниям, погромам и т. п. В руках эксплуататорских классов антисемитизм является одним из средств отвлечения трудящихся от демократической и революционной борьбы, средством разжигания среди недостаточно сознательных слоев трудящихся расистских и националистических предрассудков, чуждых большинству рабочего класса и трудящегося крестьянства. Реакционные круги, насаждающие антисемитизм, опираются главным образом на неустойчивые в идеологическом и моральном отношениях мелкобуржуазные элементы. Так, в Германии антисемитизм насаждался фашистами; в 1935 году гитлеровское правительство издало так называемые "нюрнбергские законы", по которым евреи в Германии были лишены всех гражданских прав и ограблены, в 1938 году по всей стране гитлеровцы организовали массовые погромы, а во 2-й мировой войне истребили миллионы евреев в самой Германии и в оккупированных странах. В странах капитализма теперь, как и раньше, процесс сближения наций затруднен в результате шовинистической антисемитской пропаганды, дискриминации евреев и некоторых других народов. Вместе с тем еврейские буржуазные националисты ведут пропаганду идей сионизма и классового мира внутри евреев, причем эта пропаганда находит особенно благоприятную почву среди той части евреев, которая вынуждена была эмигрировать из фашистской Германии и стран, ею оккупированных. Идеи сионизма широко используются правящими и клерикальными кругами созданного в 1948 году еврейского государства Израиль, пытающимися направить процесс формирования еврейской буржуазной нации в Израиле по пути возрождения архаических еврейских обычаев.

К начале 20 века во всем мире было около 10 млн. евреев и из них 75% жило в Европе (в России, Австро-Венгрии, Германии). В 1939 году число евреев увеличилось до 16,7 млн. чел., из которых около 57% жило в Европе и свыше 33% в странах Америки (главным образом в США). В результате зверского уничтожения 6 млн. евреев *) немцами фашистами во время 2-й мировой войны число евреев значительно уменьшилось и в 1959 году составляло 12,8 млн. человек; из них в США - 5,8 млн. человек, СССР - 2268 тыс. человек, Израиле - 1,8 млн. человек, Великобритании - 450 тысяч, Аргентине - 380 тысяч, Франции - 300 тысяч, в Канаде - 260 тысяч, Марокко - 255 тысяч, Алжире - 140 тысяч, Бразилии - 130 тысяч, Румынии - 100 тысяч евреев, проживающие в той или иной стране, живут общей экономической, общественно-политической и культурной жизнью населения этой страны и в большинстве говорят на языках этого населения. Значительная часть евреев стран Восточной Европы и Америки говорит на языке идиш (близком к немецкому языку) германской группы индоевропейской семьи языков. В СССР, согласно переписи 1959 года, 21,1% евреев назвали идиш родным языком. Часть евреев на Балканах и Ближнем Востоке - потомки выходцев из Испании, говорит на языке испаньоль (ладино) романской группы. В Израиле большая часть евреев говорит на языке иврит (получивший значительное развитие в литературе и обиходной речи древнееврейский язык, относящийся к семито-хамитской семье языков). Верующие евреи пользуются им как языком культа. Среди евреев СССР имеются небольшие группы горских евреев (в Дагестане), говорящих на татском языке, грузинских евреи (в районе Тбилиси), говорящих на грузинском языке, среднеазиатские евреи (в районе Бухары), говорящих на таджикском языке, и так называемых крымчаков - крымских евреев, частично еще говорящих на татарском языке.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Литература:

Энгельс Ф., К еврейскому вопросу, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1; Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, или критика критической критики, там же, т. 2; Ленин В. И., Положение Бунда в партии, Соч., 4 изд., т. 7; его же, К еврейским рабочим, там же, т. 8; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 20; его же, Законопроект о национальном равноправии, там же, т. 20; его же, Доклад о революции 1905 г., там же, т. 23, с. 242; его же, О погромной травле евреев, там же, т. 29; Ранович А., Очерк истории древнеевр. религии, М., 1937; Тюменев А., Евреи в древности и в ср. века, П., 1922; Лозинский С. Г., Социальные корни антисемитизма в ср. века и в нов. время, М., 1929; Гейликман Т. Б., История обществ. движения евреев в Польше и в России, М.-Л., 1930; Маргулис У., История евреев в России в очерках и документах (1772-1861), (т. 1), М., 1930 (на идиш); его же, Еврейские народные массы в борьбе со своими угнетателями, М., 1940 (на идиш); Марк Б., История евреев в Польше (до конца XV ст.), Варшава, 1957 (на идиш); Иванов К. П. и Шейнис З. С., Гос-во Израиль, его положение и политика, 2 изд., М., 1959.

Примечания

*) Цифра 6 миллионов погибших в годы Второй мировой войны евреев современными исследователями считается измышлением, не соответствующим действительности. Вадим Кожинов предлагал такой способ косвенного доказательства несостоятельности этой цифры: на каждый миллион погибших – согласно статистическим сведениям – должно приходиться N-ное количество поэтов, писателей, художников – разного рода творческих людей, обретших известность; у других этнических групп такая закономерность четко прослеживается, однако из числа измышленных 6 миллионов погибших в годы Второй мировой войны евреев практически некого назвать в качестве таких примеров, по крайней мере, число подобных творческих людей ничтожно мало, не соответствует заявленному.

Страны: 
Этнос: