Попов Н.С. Верования чувашей

Версия для печатиВерсия для печати

Чуваши — тюркоязычный народ Поволжья, насчитывающий 1 842 346 человек. Из них в Чувашской Республике проживает более 46% (906 922 человек). В населении республики доля чувашского народа составляет 67,8%, русских — 26,7, татар — 2,7, мордвы — 1,4%. Большая часть чувашей проживает в Татарстане, Башкортостане, Куйбышевской, Ульяновской, Оренбургской, Свердловской, Пермской областях, а также на Украине и в Казахстане.

В чувашском этносе выделяются три группы: верховые чуваши (вирьялы), низовые (анатри) и средненизовые (анат енечи).

Чуваши, несмотря на наличие в их культуре значительного булгарского компонента, мусульманами не стали. Часть чувашей, обращенная в ислам, отатарилась. Остальные же из ислама восприняли лишь культ почитаемых в Поволжье мусульманских святых и проповедников, пророка Пихампар, бога судьбы Кепе, некоторые обычаи и религиозные изречения.

Массовая христианизация чувашей проводилась в первой половине 18 века. Она встречала упорное сопротивление со стороны крестьян. Некоторая их часть, стремясь избежать насильственного крещения, перешла в мусульманство. Перелом в религиозном сознании народа произошел лишь во второй половине 19 века.

В религиозно-мифологической картине мира чувашей ярко проявились традиции тюркских и местных финно-угорских народов. Чуваши выделяли верхний, средний и нижний миры с их сверхъестественными покровителями. Олицетворялись предметы и явления окружающего мира, небесные светила.

Окружающая человека природа, леса и реки населялись всевозможными духами. Каждая семья поклонялась своему духу-хранителю жилища, ангелу-хранителю дома, подпольному духу, а также покровителям хозяйственных построек: хранителю, сторожу, хозяину и др. Почитались семейно-родовые духи-покровители — Йерех, киреметь. Получил развитие культ предков, в честь которых проводились специальные моления.

Чуваши, как и другие народы Поволжья, поклонялись богиням-матерям — ама, участвовавшим в сотворении природы и всей вселенной. Кроме того, они выделяли образы "отцов" (дедов) олицетворяемых явлений природы — аса, аслати.

Верховным божеством у чувашей считалось небо — Сюлти Тура. Оно имело подчиненных духов, сопровождающих его и предстоящих перед ним, писарей, докладчиков и др. Чуваши поклонялись многочисленным специализированным божествам: создателям душ, производителям хлебов, подателям домашних животных, творцам и хранителям жилищ, производителям богатств, ниспосылателям силы и здоровья людям. Эти божества — олицетворения и образы непознанных человеком природных и биологических процессов, воспринимались как посредники и проявления Бога на земле. Представления об иерархической соподчиненности богов и духов и зависимости результатов человеческих усилий от воли высших и низших сил сложились на основе и под воздействием реальных социальных отношений, бытовавших в условиях Поволжских государственных образований.

В культовой практике чувашей большое значение придавалось проведению семейных, родовых, общественных молений, которые устраивались в рощах или оврагах возле водоемов, где строились маленькие крытые сооружения — келе карти. Общинные (до 10 молений в год) и семейные жертвоприношения сохранялись вплоть до начала 20 века, крупные же общественные моления, с приглашением жителей нескольких деревень, организовывались главным образом только до второй половине 19 века.

Религиозная жизнь в чувашском обществе регулировалась руководителями молений, смотрителями могил мусульманских святых, толкователями, ворожеями и др.

В 19 — начале 20 века чуваши постепенно меняют свое отношение к православной религии. В 80-х годах 19 века получает развитие движение за распространение христианских идей путем создания национальных женских и мужских монастырей. За короткое время были основаны 5 женских монастырей и общин и один мужской монастырь. Чувашские девушки активно помогали миссионерам, демонстрируя образцы христианского общежития. В монастырях пропагандировалось церковное пение на родном языке, давались практические советы жизнеустройства.

Большинство чувашей восприняло православие в модифицированном виде. Почитая святых, посещая церкви и часовни, они видели в христианских святых черты знакомых им чувашских божеств и духов. В дни правосл. праздников совершались моления как в честь христианских святых, так и древних языческих покровителей. Определенное влияние на религиозное сознание чувашей в пореформенный период оказали старообрядцы (см. Старообрядчество).

В настоящее время в религиозной жизни населения Чувашской Республики ведущее положение занимает Русская Православная церковь. Чебоксарскому и Чувашскому епархиальному управлению (учреждено в конце 20-х годов) удалось возродить и восстановить много полуразрушенные церкви и часовни. Регулярная служба проводится в более чем ста церквах и в четырех монастырях. В одном из них открыто духовное училище, где ведется подготовка кадров священнослужителей.

Верующие чуваши стараются исправно выполнять обязанности христианина: крестят детей, венчаются, отпевают умерших, периодически причащаются и исповедуются в своих грехах. Сохраняются традиционные формы поклонения часовням в дни почитаемых святых. Верующие здесь зажигают свечи, молятся, оставляя в дар святыне монеты. Ныне все больше людей стали посещать монастыри, чтобы получить духовные наставления, помолиться почитаемым иконам. Возрождается традиция проведения престольных праздников. В дни семейных торжеств некоторые верующие приглашают к себе местных священников.

Наряду с христианскими обычаями и обрядами соблюдаются и некоторые дохристианские культы. Существует вера в магию, колдовство, злых духов. Сохраняются верования в водяных, леших, духов болезней, шайтанов и др. В некоторых случаях чуваши продолжают обращаться за помощью к местным знахарям. В дни почитания христианских святых и во время православных праздников все еще проводятся магические обряды, направленные на увеличение поголовья скота, достижение здоровья и благополучия в семье и т. д. Похоронно-поминальные обряды сохранили архаические представления о человеческой душе, духе смерти, потустороннем мире, загробной участи умершего. Выполняются традиционные чувашские обычаи, связанные с почитанием предков. Народные традиции и обычаи чаще всего соблюдаются в кругу семьи: после рождения ребенка, во время свадьбы, при болезни или смерти какого-либо из членов семьи. Приверженцы дохристианских культов периодически проводят семейные моления. Предпринимаются практические шаги по возрождению народных праздников. В этом деле активное участие принимают сельчане, национальная интеллигенция. Возрождаются также некоторые забытые традиционные общедеревенские моления. В отдельных районах были организованы жертвоприношения.

Участники национального движения, городская и сельская интеллигенция, возглавляемая Чувашским национальным конгрессом, проводят активную работу по пропаганде традиционных верований и культов. При этом большинство из них индифферентно относится к религии. Возрождая народные традиции, национальная интеллигенция стремится приобщить людей к истокам своей культуры, восстановить историческую память народа.

В республике действуют также общины ЕХБ, пятидесятников, адвентистов и другие (см. Протестантизм в России). Сохраняются приверженцы Истинно Православной Церкви. Среди местных татар усилилось влияние мусульманской религии.

Н. С. Попов

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 560-563.

Этнос: