Функ Д.А. Традиционные верования хакасов

Хакасы — коренное население Республики Хакасия. Общая численность в РФ — 78,5 тыс. чел., в т. ч. в Республике Хакасия — 62,9 тыс. чел., в Туве — 2,3 тыс. чел., в Красноярском крае — 5,2 тыс. чел. Большая часть хакасов придерживается традиционных верований, хотя с прошлого века все они были официально крещены Русской Православной церковью. В традиционной религиозной жизни хакасов помимо сохранявшихся ранних верований, отдельных культов основное место занимали шаманизм и христианство. Некоторые проявления в религиозной сфере позволяют говорить о существовании здесь некоего сходства с алтайским бурханизмом; вопрос о целостности религиозных представлений, которые можно было бы назвать хакасским бурханизмом, до конца не исследован.

Традиционные религиозные верования поддерживались у хакасов особой социально-сословной группой шаманов (кам). Считалось, что камами становятся по наследству в результате перехода от умерших шаманов к молодым особых духов, вечных помощников шаманов. Имеются данные о специальной подготовке будущих шаманов, проходившей уединенно в святых горных местах.

Шаманы делились на три категории. Самые большие — пугдур — имели в течение жизни до 9 бубнов, специальный костюм и большую свиту духов; во время камланий они могли летать в самые отдаленные уголки вселенной. Они были руководителями во время горных коллективных жертвоприношений, лечили женщин от бесплодия, предотвращали эпидемии у скота и т. п. Средние шаманы — пулгос — имели лишь один бубен и обычный шаманский наряд. Путешествовать они могли лишь по ближайшим к месту камлания землям. Низшей категорией шаманствующих лиц считались чаланчики, владевшие искусством гипноза. Они занимались излечением от испуга, сглаза и т. п. Специальные подсчеты позволяют говорить, что число шаманов у хакасов не было очень большим. В 1885 году, например, в Сагайской думе насчитывалось 24 мужчины и 2 женщины шамана, что составляло 0,2% от всего населения этой думы.

По представлениям хакасов, вселенная делится по вертикали на три мира. Верхний мир — чаян чири — считался обителью девяти творцов, во главе которых стоял Чалбыра-Чаян, или Ax-Худай. Среди небожителей была и мать Умай — богиня плодородия, покровительница беременных и хранительница детских душ. Каждый год в полнолуние в июне—июле в честь Ax-Чаяна совершались общественные моления. В среднем мире — кунниг чир — обитают люди, находящиеся здесь как бы в стране иллюзий. Лишь после смерти они попадают в настоящий мир (сын чир), месторасположение которого не конкретизируется. На земле же живут духи-хозяева различных местностей и природных явлений, гор, рек, ветра, огня и т. д. В центре среднего мира находится гора Сумеру — аналог мирового древа, связующего воедино все три мира. В нижнем мире — айна чири —         правили семь злых эрликов, главой которых считался Эрлик-хан. К божествам нижнего мира относятся Узут-хан — глава царства умерших, Тамы- хан — глава последнего, девятого подземного слоя, где грешники претерпевали адские муки.

Одним из основных составляющих традиционного религиозного мировоззрения являлось «учение» о душах, точнее о душе, имевшей 7 различных проявлений. Наиболее известными трансформациями ее были тын — дыхание, чула — «огонь глаз» и кут — жизненная сила. У каждого человека был свой ангел-хранитель — хагба (у мужчин он сидел на правом плече), оберегавший своего хозяина от всех бед.

В жилище каждой хакасской семьи обязательно имелись 3, 7 или 9 тосей — антропо- или зооморфных изображений семейно-родовых покровителей, духов предков и почитаемых тотемов. Одним из самых распространенных был Хозан тёс (Заячий тёс), изображавшийся в виде старой девы, которую некогда бросили на произвол судьбы невестки; после мучительной смерти душа ее превратилась в зайца и напустила болезнь на членов своего рода.

Христианизация хакасов осуществлялась особенно активно с 18 века. Уже в 1719—1720 годы почти все кызыльцы были крещены митрополитом Филофеем. Первая церковь в долине Абакана была построена в 1772 году в селе Аскиз. Дольше всего крещению противились качинцы. Тем не менее уже в 19 веке все хакасы официально считались православными.

Долгое время в верованиях хакасов сохранялись пережитки магии. Верили также в существование камней, которые приносят счастье их обладателям, в способность людей влиять на погоду (качинцы, например, считали, что, чтобы вызвать зимой снег, надо вылить на землю медвежью желчь). К этим же пережиткам относят и представление о магической нечистоте женщины в период беременности.

Хакасы одухотворяли природу и стихийные силы. У каждой горы, реки, озера был свой дух-хозяин, не зависящий от верховных духов и божеств. Хакасы поклонялись также духам-хозяевам горных перевалов. Сохранились в виде пережитков следы почитания деревьев. «Чистым», священным деревом считалась береза. Вихрь считался злым духом, который может унести у человека душу. Ряд запретов был связан с грозой: нельзя было есть мясо овцы, коровы или лошади, убитых молнией. В пережиточной форме отмечается и зоолатрия. Тотемизм достаточно отчетливо и долгое время проявлялся в существовании особых представлений и обрядов, связанных с медведем. Согласно мифологии, медведь раньше был человеком, его называют стариком, дедом, отцом. Некоторые хакасские роды вели свое происхождение от определенных животных, в том числе и от медведя. У каргинцев отмечены некоторые запреты в отношении вороны (карга), которые также позволяют говорить об осознании ими своего родства с ней.

В настоящее время предпринимаются попытки возродить шаманизм (создана ассоциация шаманов Хакасии) и реконструировать в целостной форме весь комплекс традиционных верований в виде национальной религии "Ах-Чаян".

Д. А. Функ

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 534-536.

Этнос: