Функ Д.А. Традиционные верования шорцев

Версия для печатиВерсия для печати

Шорцы — народ в России, насчитывающий около 16 тысяч человек. Проживает в Кемеровской области, в Хакасии и на Алтае. Большинство верующих шорцев — православные, но сохранились среди них и традиционные языческие верования. К началу 20 века в традиционной религиозной жизни шорцев практически равное положение занимали шаманизм, христианство и ранние формы религии в виде анимизма, зоолатрии, различных культов и пр.

Мир, согласно этим последним представлениям, делился на три сферы — небесную землю, среднюю землю и подземное царство. Верховное доброе небесное божество Ульгень живет на девятом небе. Олицетворение зла Эрлик (брат Ульгеня), вдохнувший в тело человека душу, живет под землей. В его подчинении духи подземного царства и духи умерших — кермес. Среди духов средней земли наибольшим почитанием пользовались духи гор и рек.

Среди шорцев была распространена вера в духов-предков, в покровителей домашнего очага, рожениц и т. п. Известны изображения семейных покровителей в виде тряпичных куколок, аналогичные телеутским и кумандинским. Бытовал культ Умай, покровительницы маленьких детей.

С момента появления на свет человек считался наделенным дыханием тын и жизненной силой кут. Представления о различных субстанциях «души», жизненной силы, посмертных сущностей — в целом аналогичны таковым на всем Саяно-Алтае.

Основное действующее лицо в шаманстве — кам, шаман. Шаманы-мужчины камлали в обыкновенной одежде, но обязательно в платке. Бубен с неантропоморфной рукоятью (марс), со стандартной раскраской лицевой стороны шаман получал, как правило, от хозяина горы Мустаг либо от Ульгеня или Эрлика. Существовало представление об обязательности некоторых особенностей в физическом облике ("отметка Ульгеня") будущих шаманов.

При значительном сохранении традиционных верований к началу этого столетия большинство шорцев официально считались православными. На севере Шории распространены престольные праздники. «Главным богом» считался святой Николай Чудотворец.

В современной религиозной жизни шорцев по-прежнему сильно влияние православия. У сельских жителей и части пожилых горожан сохраняются представления о горных и речных хозяевах. До начала 1980-х годов на юге Шории практиковали шаманы и шаманки.

Попытки части интеллигенции «создать свою религию» по образцу алтайского "бурханизма" или хакасского "Ах Чаян" пока остаются лишь проектами. Сведений о неошаманизме нет.

Д. А. Функ

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 572-573.

Этнос: