МОРДВА - народ, составляющий коренное население Мордовской АССР; кроме того, значительные группы мордвы живут в Саратовской, Пензенской, Ульяновской, Горьковской, Оренбургской, Куйбышевской областью, в Татарской и Башкирской АССР, в Сибири, Средней Азии и на Дальнем Востоке. Общая численность -1285,1 тысяч человек (1959). Мордовский народ делится па две основные группы: мордва-эрзю и мордва-мокшу. Каждая группа сохраняет до настоящего времени свое самоназвание (эрзя и мокша), особенности в языке, материальной культуре (одежда, жилище), народном творчестве. Эрзянский и мокшанский языки составляют особую мордовскую группу финно-угорских языков и являются литературными языками, на которых издаются (письменность создана в советское время) научная и художественная литературра, газеты и журналы, ведется обучение в начальной классах школы. Почти все мордовское население говорит и по-русски. В городах, на производстве, в учебных заведениях эрзя и мокша общаются на русском языке. Среди мордвы выделяются еще две более мелкие этнографические группы: терюхане и каратаи. Первые еще в 19 веке восприняли русский язык и в настоящее время полностью слились с русским населением. Вторые живут в трех селах на правом берегу Волги на территории Татарской АССР. Говорят на русском и татарском языках. Верующие мордва - православные. Впервые мордва под названием «морденс» упоминается у готского историка Иордана (6 в.). В сочинении Константина Багрянородного (10 в.) называется страна "Мордия". Названием «мордва» встречается уже в Начальной летописи (11 в.), а в дальнейшем не сходит со страниц русских летописных сводов. Данные языка и материальной культуры указывают на автохтонность мордвы в бассейне рек Оки и Средней Волги. Изучение древних поселений и могильников мордва дает возможность установить преемственную связь с более древними местными племенами эпохи бронзы и городецкой культуры (7 в. до н. э. - 5 в. н. э.). Эти связи прослеживаются в орудиях труда, типах жилища, технике изготовления гончарной посуды, украшениях и т. п. В 9-12 веках у мордвы происходит процесс распада родовой общины, на смену которой с развитием пашенного земледелия приходит сельская община. Однако патриархально-родовые пережитки еще долго продолжали сохранять свою силу. С развитием (с 10 в.) феодальных отношений начинается постепенная консолидация мордовских племен в народность. На ее формирование оказали влияние слав. племена, а затем древнерусская народность. В советское время (1930) мордовский народ получил автономию, сложилась мордовская социалистическая нация. Выросла национальная интеллигенция. Широкое развитие получили традиционные народные искусства (вышивка, резьба по дереву и др.), фольклор (исторические песни, лирика, творчество сказительниц). См. Мордовская АССР.
В. Н. Белицер. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.
Литература:
Очерки истории Мордовской АССР, т. 1, Саранск, 1955; Вопросы этнич. истории морд. народа, М., 1960; Исследования по материальной культуре морд. народа, М., 1963; Народы Европ. части СССР, т. 2, М., 1965; Науч. сессия по этногенезу мордовского народа (Тезисы), Саранск, 1964.