Аксум

Аксум, Аксумское царство (Эфиопия, Внутренняя Индия) — древнее государство на территории Северной Эфиопии с центром в г. Аксум. Аксум основан около середины I тысячелетия до P. X. переселенцами из Южной Аравии и позднее стал столицей воинственного царства, утвердившего свое господство на Африканском Роге. Первые сведения об Аксумском царстве относятся к I в. от P. X. Выгодное положение на торговых путях из Индии и Восточной Африки в Средиземноморье обусловило экономический подъем Аксума. Его воинственные негусы (цари), инсигниями власти которых были маленький позолоченный щит и два небольших позолоченных копья, в первые века христианской эры сумели объединить под своей властью соседние племена. Войско аксумитов составляли дружины племенных царьков (василисков греческих источников) и отряды ополчения родоплеменных общин. Не позднее середины II в. от P. X. Аксум распространил свое влияние на обширные территории в Южной Аравии, после заморской экспедиции одного из своих царей. В III в. военная мощь Аксумского царства и его политическое влияние в Южной Аравии усилилось, и аксумские цари к IV в. стали именовать себя верховными правителями южноарабского Химьяритского царства. Однако вследствие усиления и централизации государства химьяритов Аксум в том же веке лишился своих владений на Аравийском полуострове, тем не менее не оставив притязаний на господство над южными арабами. В начале IV в. в правление царя Эзаны аксумиты завоевали Нубию (Куш), и при том же государе, в результате тесных культурных и торгово-экономических контактов с восточной частью Римской империи и активной деятельности христианских миссионеров, Аксумское царство во второй четверти IV в. приняло христианство. Этим был поставлен надежный заслон распространению иудейского влияния в Африке и положены основы стратегического союза Аксума с Византией. Первым аксумским епископом в 328 г. стал сирийский миссионер Фрументий (авва Салама в эфиопских источниках), рукоположенный александрийским архиепископом Афанасием Александрийским. Верховных священников Аксум получал от Александрийской Церкви, и с течением времени эфиопы, как и подавляющее большинство христиан Северной Африки, стали исповедовать монофизитскую разновидность христианства. Аксум играл роль главного ревнителя христианства на Африканском Роге и в Южной Аравии, был надежным проводником византийской политики в IV-VII вв. В VI в. Аксум вел затяжные войны с царством Химьяритов. После смерти химьяритского царя Маадикариба Йафура, покровителя южноаравийских христиан и друга Аксума, новый царь Йусуф Асар Йасар попытался опереться на иудаизм в своих попытках противостоять влиянию Аксума в своем государстве. Он перебил десятитысячный гарнизон аксумитов в столичной крепости Зафар, развязал жестокие гонения на своих подданных-христиан и взял ориентацию во внешней политике на сасанидский Иран. Все это очень обеспокоило не только Аксум, но и Византию. По настоянию византийского императора Юстина I (518-527) с помощью кораблей и флотоводцев империи аксумский царь Калеб (Элла-Асбаха) в 525 г. совершил победоносный поход в Южную Аравию и разгромил войско царя химьяритов. Йусуф Асар Йасар погиб, а на троне химьяритов аксумиты утвердили своего ставленника Сумайфаа Ашбу. Однако последующие попытки императора Юстиниана I Великого (527-565) наладить поступление в империю китайских шелков и индийской роскоши через Аксум в обход Ирана не увенчались успехом. Не оправдал надежд византийского императора и аксумский военачальник и христианский царь химьяритов Абраха Румахис Зубайман, который, несмотря на заключенный союз с Византией, не оказал ей никакой существенной поддержки в ходе ирано-византийских войн в 30-40 гг. VI в. В 40-50 гг. VII в. Аксумское царство вновь эффективно поддерживало Византийскую империю на первом этапе ее борьбы с исламской агрессией. Уже в 640 г. эфиопы организовали крупный набег на Аравийский полуостров и с этого времени находились в состоянии непрерывной войны с Халифатом. Опираясь на тесный союз с христианскими государствами Нубии (совр. Судан), аксумиты совершали успешные нападения на занятый арабами Египет. В течение семи лет эфиопы удерживали г. ал-Хайс в Верхнем Египте, продолжали набеги на Аравию со стороны Красного моря. Один из таких набегов в 651 г. очень помог Византии заключить наконец мирный договор с Халифатом после долгой и в целом неудачной для нее войны. Однако в дальнейшем контакты Византии с Аксумским царством ослабли вследствие появления у арабов сильного флота и потери империей всех своих владений в Южном Средиземноморье. С этого времени в Аксумском царстве начался период постепенного экономического и культурного упадка, завершившийся распадом государства в XIII в.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 58-60.

Бухарин М.Д. Блеммии (РИЭ, 2015)

БЛЕММИИ (др.-греч. βλεμμύες) — союз кочевых племен хамитского происхождения, живший в Восточной Африке южнее Египта и центральной части Северной Африки. В древнеегипетских источниках блеммии именуются маджаями. В античной географии впервые упоминаются Страбоном (XVII. 1. 2, 53) со ссылкой на Эратосфена (середина III века до н. э.) как обитатели территории к востоку от Мероэ, а также Плинием Старшим (V. 46; I в. н. э.). В первые века нашей эры блеммии совершали набеги на Египет. Враждовали с негусами Аксума, претендовавшими на власть над ними. С III века н. э.

Подписка на RSS - Аксум