Дьяконов И.М.

Дьяконов Игорь Михайлович (р. 12.I.1915) - советский ученый, филолог и историк Древнего Востока. Ученик профессор А. П. Рифтина. Старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа (с 1937 года), Ленинградского отделения Института народов Азии АН СССР (с 1954). Доктор исторических наук (с 1960 года). Почетный член Британского королевского азиатского общества (с 1963 года). Научные изыскания Дьяконова протекают по трем линиям: издание клинописных памятников, хранящихся в музеях СССР; исследования в области филологии древневосточных языков (аккадского, шумерского, урартского и др.); выяснение специфики социально-экономического строя в странах Древней Передней Азии.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Дьяконов И. M. Хурриты

ХУРРИТЫ - древние племена, родственные по языку урартам. Известны с 3-го тысячелетия до н. э. в Северной Месопотамии и по левым притокам Тигра, во 2-м тысячелетии до н. э. также на всем протяжении верхнего и среднего течения Евфрата, в Сирии - западнее Евфрата, в горах Тавра, местами в Палестине и других районах. С наибольшей вероятностью хурритов связывают с культурой куро-араксского энеолита (она же - культура Хирбет-Керак в Сирии и Палестине). Центром распространения хурритов предположительно было Закавказье. В Сирии и Месопотамии хурриты жили вперемежку с семитами. В 16-13 веках до н. э. Хурриты создали в Северной Месопотамии государство Митанни и оказали сильное влияние на Хеттское царство. Ассирийские источники 2 - начала 1-го тысячелетия до н. э. называли хурритов субарейцами. В 1-м тысячелетии до н. э. хурриты жили разорванным ареалом по западным, южным и восточным окраинам Армянского нагорья. Материалом для изучения языка хурритов служат надпись хурритского жреца (?) Тишари из Уркиша (3-е тысячелетие до н. э.), религиозные тексты из Мари (Абу-Кемаль)...

Дьяконов И.М. Народы моря

Вскоре после правления Рамсеса II (конец XIV — начало XIII века до н. э.) начинается вторжение в Палестину большой группы скотоводческих племен, двигавшихся из заиорданских степей. Об этом вторжении имеются как достаточно подробные археологические данные, так и исторические предания, записанные на 400—500 лет позже по изустным сказаниям и сохранившиеся до нашего времени в составе Библии.

Отношение к библейским историческим преданиям и в наши дни колеблется от безоговорочного признания их достоверности до полного отрицания всякой их ценности для историка. В действительности именно потому, что это предания, и притом использованные в острой позднейшей идеологической борьбе, каждое из них может быть привлечено историком в той мере, в какой его возможно проконтролировать, хотя бы частично, независимыми источниками — археологическими памятниками или же иноязычными письменными свидетельствами современников событий...

Подписка на RSS - Дьяконов И.М.