Мавродин В.В.

Мавродин Владимир Васильевич [12(25).II.1908 - 20.XI.1987] - учёный-историк; засл. деятель науки Российской федерации (с 1968). Родился в городе Рыльске Курской губернии, где окончил Шелеховскую гимназию. Окончил факультет языкознания и материальной культуры ЛГУ (1930). С 1930 по 1937 годы - сотрудник ГАИМК, одновременно преподавал в Педагогическом институте и Ленинградском историко-лингвистическом институте (Институте истории философии и лингвистики). С 1940 года - профессор ЛГУ (с 1940 по 1943 годы - декан исторического факультета ЛГУ). В 1940 году профессор Мавродин защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук на тему "История Левобережной Украины с древнейших времён до второй половины XIV века" (Здесь см. фрагмент "Границы Северской земли"). В 1943 и 1944 годы заведовал кафедрой истории СССР Саратовского государственного университета, а с 1944 по 1971 годы вновь декан и заведующий кафедрой исторического факультета ЛГУ. Похоронен на кладбище города Зеленогорска.

Основные научные труды относятся к ранней истории Киевской Руси, к становлению русских как нации, в которых Мавродин выступает как ярый противник норманнской теории возникновения древнерусского государства, и истории России в феодальную эпоху. В частности, Мавродин проводил исследования исторических источников, относящихся к Ледовому побоищу, к Куликовской битве, к борьбе за невские берега, проводившейся Иваном Грозным и Петром I, к подавлению восстания под предводительством Е. Пугачёва и т. д. Интерес представляют его публикации, относящиеся к истории российского флота от глубокой древности до конца 16 века, а также труды, относящиеся к истории российского огнестрельного оружия. Автор наиболее популярного учебника по истории СССР, который выдержал многократные переиздания.

Использованы материалы Курской областной научной библиотеки им. Н. Н. Асеева.

 

Мавродин В.В. Образование древнерусской народности

Язык — основа любого этнического образования, в том числе народности, но язык является не единственным признаком, дающим возможность говорить о данном этническом образовании, как о народности. Народность характеризуется не только общностью языка, отнюдь не устраняющей местные диалекты, но и единой территорией, общими формами хозяйственной жизни, общностью культуры, материальной и духовной, общими традициями, бытовым укладом, особенностями психического склада, так называемым «национальным характером». Для народности характерно чувство национального сознания и самопознания. При этом термин «национальное сознание» следует понимать как сознание единства людей, принадлежащих к данной народности. Наконец, немаловажное значение имеют такие факторы, как единая государственность и даже принадлежность к определенной религии, так как в средние века, в эпоху феодализма, знали «только одну форму идеологии: религию и теологию»...

Подписка на RSS - Мавродин В.В.