Томская о. [Россия]

Субъект Российской Федерации Томская область (Сибирский административный округ), столица г. Томск.

Соколова З.П. Ханты

ХАНТЫ (самоназв. хантэ - человек) - народ, родственный манси. Около 90% хантов живет в Тюменской области РСФСР, из них около двух третей - в Ханты-Мансийском национальном округе, остальные - в Ямало-Ненецком национальном округе; часть - на Севере Томской области. РСФСР. Общая численность хантов - 21 тысяч человек (1970). Язык хантов и манси вместе с венгерским языком образует угорскую группу финно-угорских языков. В языке хантов не менее 10 диалектов, объединенных в 3 группы – северную, восточную и южную. Этнической основой формирования хантов, как и манси, были племена - носители нижнеобской устьполуйской археологических культуры 2-й половины 1-го тысячелетия до н. э., воспринявшие как культуру местных лесных племен, так и культуру пришлых с Юга степных угорских племен. Территория формирования хантов лежала севернее и восточнее территории сложения манси. Несмотря на христианизацию хантов в 17-18 веках, православие у них привилось слабо, некоторые его черты лишь переплелись с дохристианскими верованиями. Хозяйство хантов всегда было комплексным. Основу его составляли рыболовство, охота или оленеводство. Современные ханты трудятся в рыболовецких колхозах, оленеводческих совхозах и промысловых охотничьих хозяйствах.

Манси (СИЭ, 1966)

МАНСИ - народность Ханты-Мансийского национального округа Тюменской области РСФСР. Расселены в бассейне реки Оби, главным образом в районе города Березова и по рекам Конде и Северной Сосьве, а также по верховьям рек Туры, Тавды, Пелыма, Лозьвы. Численность 6,45 тысяч человек (1959). Мансийский язык родствен языкам хантов и венгров, он входит в угорскую ветвь финно-угорских языков. По религии с начала 17 века считались православными, но сохраняли различные дохристианские верования (в том числе тотемизм, шаманизм, культ медведя и др.).

Соколова З.П. Традиционные верования хантов и манси

Численность хантов — 22 521 чел., манси — 8459 чел., живут эти народы в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономном округе и Томской области. В их культуре и религии в связи с общностью происхождения много сходства; у северных и восточных хантов есть некоторые отличия. Основа мировоззрения хантов и манси — восприятие мира как живого: явления и предметы природы (камень, дерево, огонь и др.) — живые, если они двигаются или похожи на человека.

Функ Д.А. Религиозные представления телеутов

Телеутов религиозные представления. Телеуты — народ насчитывающий 3 тысячи человек большинство из которых проживает в Кемеровской области и на Алтае. Основу религиозных воззрений телеутов на природу и человека составлял шаманизм. Помимо общесаяноалтайских представлений об основных персонажах шаманистского пантеона, обязательности существования особого посредника-шамана, идеи избранничества, множества субстанций жизненной силы и пр. у телеутов был отмечен ряд специфических образов и представлений.

Телеуты (ЭС, 2009)

ТЕЛЕУТЫ, народ в Сибири (…), живут в Беловском, Гурьевском и Новокузнецком районах Кемеровской области. Численность в Российской Федерации — 2,6 тысяч человек. Телеутский язык относится к тюркской ветви алтайской семьи языков. Письменность создана на кириллице. Предки телеутов — тюркские племена теле жили в Центральной Азии, впервые упоминаются в источниках в 1601 году. В 17 веке их называли «белыми калмыками», они входили в улус кочевников Верхнего Приобья. В начале 18 века большая их часть была увлечена в Джунгарию. В 19 — начале 20 века сложились бачатская, томская, чумышская и алтайская этно-территориальные группы телеутов. Они отличались особенностями родового состава, диалектами, а также уровнем хозяйственного и культурного развития. Наиболее самобытной в этническом отношении остается бачатская группа...

Брокгауз Ф.А. Ефрон И.А. Телеуты

ТЕЛЕУТЫ (телесы, белые калмыки) — народ тюркского племени, живущий в небольшом количестве (около 300 человек) в Бийском округе Томской губернии, в окрестностях Телецкого озера. В XVII веке телеуты, жившие в нынешних Томском, Кузнецком и Бийском округах в числе более 1000 человек, были покорены русскими и оттеснены в окрестности Телецкого озера. Телеуты имеют близкое сходство с финскими племенами; они среднего роста, крепкого телосложения: мужчины бреют голову, оставляя на темени клочок волос; женщины носят одну или несколько кос, одеваются в юбку с красным поясом и в длинный балахон.

Томилов Н. А. Чулымцы, чулымские тюрки.

Чулымцы, чулымские тюрки, июс кижилер (самоназвание, буквально чулымские люди), пестын кижилер (самоназвание, буквально наши люди). В Российской Федерации (Томская область, Красноярский край) живут в бассейне реки Чулым и его притоков Яи и Кии. Численность 688 тыс. человек (1996). Этнические группы — среднечулымские, или мелесские, и нижнечулымские тюрки (в прошлом состояли из байгулинско-каргачинской, аргунской, кизылдеевской, ячинской, корюковской и курчиковой групп).

Шеломова Татьяна. Ханты.

Остяки.
Иллюстрированная энциклопедия народов России. СПб, 1877.

Автоэтноним (самоназвание)

Кондихо, кандаяхи: Современный этноним от к о н д и х о, к а н д а я х и, х а н д о х о — "человек", "люди". Имеется большое количество самоназваний территориальных групп хантов.

Васильев В. И. Селькупы.

Селькупы, народ в Российской Федерации. Численность 3600 человек. Живут в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа и других районах Тюменской области (1600 человек), в Каргасокском, Парабельском, Верхнекетском районах и сельской территории Колпашевского горсовета Томской области (1350 человек), небольшая группа в Туруханском районе Красноярского края. Говорят на селькупском языке самодийской группы уральской семьи. Распространён также русский язык.

Шеломова Татьяна. Селькупы.

Этногенез селькупов связывается с историей формирования других самодийских народов Западной Сибири в рамках концепции их южносибирского происхождения. В то же время, в этом процессе селькупы занимают несколько обособленное место. Территория Нарымского и Томского Приобья, которая является автохтонной для селькупов, в конце I тыс. до н. э. - середине I тыс. н. э. входила в состав кулайской культурной общности и представляла северную, таежную периферию самодийцев. В Среднем Приобье, с середины II тыс. н. э., традиции кулайцев наследует рёлкинская археологическая культура, которая идентифицируется в этнокультурном плане как праселькупская. На протяжении I – й половины II тыс. н. э, когда под воздействием тюрок южные самодийцы переселяются на север в приполярные районы Западной Сибири и горно-таежные районы Южной Сибири, селькупская территория практически избежала иноэтнического влияния. Поэтому селькупы в большей мере, чем какой либо другой самоедоязычный народ, сохранили древнюю самодийскую основу. В то же время, широкая территория расселения и последующее переселение части селькупов на север, в бассейн рек Таз и Турухан вело к достаточно интенсивным контактам с соседями к включению в их состав тюркских, кетских, хантыйских, эвенкийских и северосамодийских культурных компонентов, что нашло отражение в современной культуре этого народа...

Подписка на RSS - Томская о. [Россия]