Ямало-Ненецкий ао [Россия]

Субъект Российской Федерации Ямало-Ненецкий автономный округ (Уральский административный округ), столица г. Салехард.

+ + +

Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) занимает северную часть Западно-Сибирской равнины, в том числе не менее половины его площади расположено за полярным кругом. Территория его включает три полуострова: Ямал, Тазовский, Гыданский, группу островов на шельфе Карского моря (Белый, Болотный, Вилькицкого, Литке, Неупокоева, Олений, Шараповы Кошки, Шокальского и др.), а также восточную часть гор Полярного Урала. Площадь региона составляет 750,6 тысяч км2 при плотности населения всего 0,7 чел./км2. С севера на юг территория округа простирается на 1150 км, с запада на восток на 1130 км.

На западе ЯНАО граничит с Республикой Коми и Ненецким автономным округом (Архангельская область), на востоке - с Красноярским краем и входящим в его состав Таймырским (Долгано-Ненецким) автономным округом, на юге — с Ханты-Мансийским автономным округом, а на севере омывается водами Карского моря, где проходит 900-километровый участок государственной границы Российской Федерации.

Самая северная континентальная точка округа расположена на полуострове Ямал (72°57' северной широты, 69°37' восточной долготы). На острове Вилькицкого находится самая северная островная точка округа (73°31' северной широты, 75°47' восточной долготы). Южная точка расположена в истоках реки Етыпур (бассейн реки Пур, 62°27' северной широты, 78°06' восточной долготы), самая западная - в горах Полярного Урала, в истоках реки Колокольня (южная) — правого притока реки Мокрая Сыня (65°43' северной широты, 62°00' восточной долготы). Самая восточная точка имеет координаты 64°15' северной широты, 86°01' восточной долготы. По водоразделу Полярного Урала проходит граница между Европой и Азией.

Характерная особенность природы округа господство континентального климата и наличие ярко выраженной широтной зональности: с севера на юг идут тундровая, лесотундровая и таежная природные зоны.

Административно-территориальное устройство автономного округа прошло сложный путь преобразований, связанных с историей освоения Сибири. В настоящее время его территория разделена на 7 административных районов: Красноселькупский, Надымский, Приуральский, Пуровский, Тазовский, Шурышкарский и Ямальский. На их территории находятся 7 городов окружного подчинения — Салехард, Губкинский, Лабытнанги, Муравленко, Надым, Ноябрьск, Новый Уренгой, а также 8 рабочих поселков и 103 сельских населенных пункта.

С 1992 года в соответствии с Конституцией страны округ — полноправный и самостоятельный субъект Российской Федерации. Одновременно он входит в состав другого субъекта РФ - Тюменской области. Отношения между органами государственной власти ЯНАО и Тюменской области определяются Конституцией РФ, Уставами Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Договором об отношениях органов исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. С 2000 года территория округа входит также в Уральский федеральный округ (УрФО) с центром в городе Екатеринбург.

Вся площадь ЯНАО Постановлением правительства отнесена к районам Крайнего Севера. Его территория — историческая родина некоторых малочисленных народов Крайнего Севера: ненцев, ханты, манси, селькупов.

Цитируется по изд.: География Сибири в начале XXI века в 6 томах. Том 5, Новосибирск, 2016, с. 369-370.

 

Соколова З.П. Селькупы – народ Сибири

СЕЛЬКУПЫ - народ в Сибири, говорящий на языке самодийской группы. Живут на Севере Томской области, Красноярского края и в Ямало-Ненецком национальном округе РСФСР. Численность 3,7 тысяч человек (1959). В начале 18 века селькупы подверглись массовому крещению, но продолжали сохранять древние религиозные представления и обряды. Селькупы сложились в результате длительного взаимодействия и слияния аборигенов бассейна среднего течения реки Оби с проникшими сюда в начале нашей эры из района Саян самодийскими племенами. В 17 веке часть селькупов переселилась на реку Таз, а позднее - и на реку Турухан. Наименование селькупы - самоназвание северных селькупов, южные именуют себя чумыль-куп, суссе-кум, шош-кум (земляной или таежный человек). До Октябрьской революции южные селькупы называли нарымскими, туруханских - баихинскими, тазовских - тымско-караконскими остяками, или остяко-самоедами (за сходство их культуры с культурой хантов и кетов). Сейчас южные селькупы почти слились с окружающим русским населением. В прошлом селькупы занимались охотой и рыболовством, северные - и оленеводством. В настоящее время объединенные в совхозы, колхозы и промхозы селькупы наряду с традиционными занятиями развивают животноводство и земледелие.

Соколова З.П. Ханты

ХАНТЫ (самоназв. хантэ - человек) - народ, родственный манси. Около 90% хантов живет в Тюменской области РСФСР, из них около двух третей - в Ханты-Мансийском национальном округе, остальные - в Ямало-Ненецком национальном округе; часть - на Севере Томской области. РСФСР. Общая численность хантов - 21 тысяч человек (1970). Язык хантов и манси вместе с венгерским языком образует угорскую группу финно-угорских языков. В языке хантов не менее 10 диалектов, объединенных в 3 группы – северную, восточную и южную. Этнической основой формирования хантов, как и манси, были племена - носители нижнеобской устьполуйской археологических культуры 2-й половины 1-го тысячелетия до н. э., воспринявшие как культуру местных лесных племен, так и культуру пришлых с Юга степных угорских племен. Территория формирования хантов лежала севернее и восточнее территории сложения манси. Несмотря на христианизацию хантов в 17-18 веках, православие у них привилось слабо, некоторые его черты лишь переплелись с дохристианскими верованиями. Хозяйство хантов всегда было комплексным. Основу его составляли рыболовство, охота или оленеводство. Современные ханты трудятся в рыболовецких колхозах, оленеводческих совхозах и промысловых охотничьих хозяйствах.

Вайнштейн С.И. Ненцы

НЕНЦЫ (самоназвание - ненец; прежние названия - самоеды, юраки) - народность, населяющая значительную территорию от Кольского полуострова до правобережья Енисея. Большинство ненцев живет в трех национальных округах РСФСР: Ненецком Архангельской области, Ямало-Ненецком Тюменской области, Таймырском (Долгано-Ненецком) Красноярского края. Численность 23 тысяч человек (1959). Ненецкий язык относится к числу самодийских. Предки ненцев, по всей вероятности, во 2-й половине 1-го тысячелетия н. э. под давлением тюркских племен переселялись из присаянских районов на Север, где смешались с аборигенными племенами (в своих преданиях ненцы именуют их сихиртя). Ненцы вели кочевой образ жизни. Основой их хозяйства были: пастушеское оленеводство, сухопутная и морская охота, рыболовство. До Октябрьской революции наряду с сохранением значительных пережитков родового строя существовало резко выраженное имущественное неравенство. Ненцы частично восприняли православие, большинство же придерживалось анимистических верований, был распространен шаманизм. Ненцы объединены в оленеводческие колхозы. В 1932 году создана ненецкая письменность. Сложилась интеллигенция.

Манси (СИЭ, 1966)

МАНСИ - народность Ханты-Мансийского национального округа Тюменской области РСФСР. Расселены в бассейне реки Оби, главным образом в районе города Березова и по рекам Конде и Северной Сосьве, а также по верховьям рек Туры, Тавды, Пелыма, Лозьвы. Численность 6,45 тысяч человек (1959). Мансийский язык родствен языкам хантов и венгров, он входит в угорскую ветвь финно-угорских языков. По религии с начала 17 века считались православными, но сохраняли различные дохристианские верования (в том числе тотемизм, шаманизм, культ медведя и др.).

Соколова З.П. Традиционные верования хантов и манси

Численность хантов — 22 521 чел., манси — 8459 чел., живут эти народы в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономном округе и Томской области. В их культуре и религии в связи с общностью происхождения много сходства; у северных и восточных хантов есть некоторые отличия. Основа мировоззрения хантов и манси — восприятие мира как живого: явления и предметы природы (камень, дерево, огонь и др.) — живые, если они двигаются или похожи на человека. Ранние формы религии этих народов представлены анимизмом, пережитками фратриального тотемизма, промысловым культом, культом медведя, культом предков и семейных охранителей, в слабой степени — шаманизмом.

Согласно верованиям хантов и манси, мир населен духами и сверхъестественными существами: антропоморфные образы стихий и явлений природы (солнце — Хотал-эква, Хотал-ими, луна — Этпос-ойка , гром — Сяхыл-Торум, огонь — Най-эква — семиязы- кая старуха в красном платье, перед которой мужчины не могут раздеваться), хозяева леса, воды, лесные духи и великаны, хозяева верхнего и нижнего миров, призраки умерших, зооморфные духи и пр...

Шеломова Татьяна. Ханты.

Остяки.
Иллюстрированная энциклопедия народов России. СПб, 1877.

Автоэтноним (самоназвание)

Кондихо, кандаяхи: Современный этноним от к о н д и х о, к а н д а я х и, х а н д о х о — "человек", "люди". Имеется большое количество самоназваний территориальных групп хантов.

Подписка на RSS - Ямало-Ненецкий ао [Россия]