Алтайцы, алтай-кижи (самоназвание, "человек Алтая"), народ в России, коренное население Республики Алтай, Алтайского края Кемеровской области. Численность в России 69,4 тыс. человек, в том числе в Республике Алтай 59,1 тыс. человек. Живут также в Казахстане, Узбекистане и др. Общая численность 70,8 тыс. человек. В прошлом алтайцы — собирательное название тюркоязычных племён, живших в Горном Алтае и частично в Кузнецком Алатау. Существуют этнографические группы северных и южных алтайцев. Северные (в дореволюционной литературе иногда назывались "черневыми татарами") включают следующие группы, восходящие к племенному делению: тубалары (левобережье реки Бия и северо-западное побережье Телецкого озера), челканцы, или лебединцы (бассейн реки Лебедь), кумандинцы (среднее течение реки Бия); южные алтайцы (именовались калмыками белыми, алтайскими, горными, порубежными, бийскими) — алтай-кижи, теленгиты (бассейн реки Катунь и её притоки). Язык алтайский (тюркской группы алтайской семьи). Диалекты: южный (алтай-кижи, теленгит) и северный (туба, кумандинский, челканский). Широко распространён русский язык. Письменность с XIX века на основе русской графики. С 1923 литературный язык на основе диалекта алтай-кижи. Большая часть верующих — православные, есть баптисты и др.
Северные алтайцы сформировались, видимо, на основе древнетюркских племён уйгуров, кимаков-кыпчаков, енисейских киргизов, огузов и др. при участии самодийских, кетских и угорских племён. Этническое ядро южных алтайцев, вероятно, составили кочевые тюркские племена теле и тугю (тюкю), основное население Тюркского (552—745), Уйгурского (745—840) и Киргизского (VIII — начало XIII вв.) каганатов; они смешались с пришлыми (XIII, XV—XVIII вв.) монгольскими племенами. В 1922 образована Горно-Алтайская автономная область (до 1948 называлась Ойротская автономная область), в 1991 — Горно-Алтайская Республика (с 1992 — Республика Алтай).
Основные традиционные занятия северных алтайцев — скотоводство, ручное (мотыжное) земледелие (ячмень), рыболовство, охота, собирательство (кедровый орех, съедобные растения, коренья), домашние ремёсла: кузнечное, ткацкое (холст, сукно) и др.
Основные традиционные занятия южных алтайцев — полукочевое скотоводство (лошадь, крупный и мелкий рогатый скот), охота в горной тайге и степях, ручное земледелие (ячмень). Жилища — войлочная коническая юрта, крытая корой лиственницы, срубная многоугольная юрта. Основное средство передвижения — лошадь. Одежда — длинная рубаха, штаны, поверх — халат (чекмень) из сукна, длинные овчинные шубы, меховые шапки, сапоги. Замужние женщины носили поверх одежды чегедек — длиннополую безрукавку. Основная пища — мясо, квашеное коровье и кобылье молоко, масло, твёрдый копчёный сушёный сыр (курут), пресный сыр (пыштак); суп с конским мясом и ячневой крупой, талкан, съедобные стебли и коренья диких растений.
Традиционное жилище — коническая юрта, землянки с бревенчатыми или обшитыми досками стенами, иногда утеплёнными дёрном, с двускатной берестяной крышей и глинобитным очагом; местами — полуземлянки со срубной наземной частью. Основное средство передвижения — верховая лошадь.
Одежда — холщовые рубаха и штаны, сверху халат, длинные овчинные шубы, кожаные (зимой меховые) сапоги с кожаными, у бедняков — холщовыми голенищами, шапки, у женщин платки.
Традиционная пища — мясо, рыба свежая, сушёная (гальян — для изготовления лапши-тутпач — у кумандинцев и челканцев), мясная и молочная каша, талкан (мука из поджаренного ячменя), съедобные корни и стебли растений.
Традиционная религия алтайцев — шаманизм. Подвергались христианизации с 50—70-х гг. XVIII века, особенно активно — со второй половины XIX века после открытия Алтайской духовной миссии. В начале XX века начал распространяться бурханизм — разновидность ламаизма с элементами шаманизма. Существовали развитая мифология, фольклор, эпос.
Л. П. Потапов, Ф. А. Сатлаев
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 39-40.