Баски, эускалдунак (самоназвание), народ в Испании (провинции Бискайя, Гипускоа, Алава, Наварра) и Франции (районы Лабур, Суль и Нижняя Наварра в департаменте Атлантические Пиренеи). Численность басков в Испании от 600 тыс. до 1800 тыс. человек и более, во Франции — от 90 тыс. до 150 тыс. человек (в зависимости от используемого критерия, которым может быть: самосознание, место рождения или проживания, генетическое происхождение, владение баскским языком и др.). Несколько десятков тысяч басков-эмигрантов живут в странах Америки: в Аргентине, Бразилии, Мексике, Венесуэле, Уругвае, США. Своеобразная сословная группа басков, прежде традиционно замкнутая и подвергавшаяся дискриминации, — аготы. Язык баскский (изолированный). Основные диалекты: бискайский, лабурдинский, сулетинский, по два верхне- и нижненаваррских, гупускоанский (на основе которого создан "эускара батуа", имеющий ныне в автономной Стране басков статус официального — наряду с испанским — языка). Диалекты имеют говорное членение. Распространены также французский и испанский языки. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие — католики.
Предки басков — племена васконов, вардулов, каристиев и др.; относительно родства их с иберами — населением Пиренейского полуострова в 1-м тысячелетии до нашей эры — нет единого мнения. Во времена владычества Рима они устояли против романизации, сохранив свой язык.
Вынужденные постоянно сопротивляться завоевателям (в средние века северные баски оказались в сфере политического влияния Франции, южные — Кастилии), баски сохранили многие общинные традиции, способствовавшие освободительной борьбе, но тормозившие социальное расслоение. Превращению клановой верхушки южных басков в предводителей помешало сопротивление общинников, которые были поддержаны королями Кастилии и получили от них "коллективное" дворянство. Сами короли долгое время имели лишь статус "сеньоров" баскских земель, т. е. военных предводителей с ограниченными правами. Управление осуществлялось так называемыми Генеральными хунтами провинций, избиравшимися местным населением. Города, основанные кастильскими монархами на землях басков, стали очагами кастилизации (испанизации). В официальной жизни, из-за больших диалектных различий и отсутствия единой баскской письменной нормы, использовался кастильский (испанский) язык. Оттеснение баскского языка в деревню и в низшие слои городского общества сочеталось с постоянным наступлением испанского языка.
В конце XIX века оформилось национальное движение басков, достигшее в Испании (в отличие от Франции) большого размаха. В республиканской Испании Страна басков, куда вошли три провинции (без Наварры), пользовалась автономией (1936—37). В 40—50-е гг. происходила усиленная испанизация. Благодаря притоку в Страну басков сотен тысяч переселенцев из других районов Испании для работы в промышленности усилился испаноязычный элемент. К середине XX века 20-25% жителей Басконии владели баскским языком, хотя большая часть остальных продолжала считать себя басками.
В 60—70-е годы резко усилился интерес к родной культуре и истории, быстро распространились частные школы баскского языка; в 70-е годы он уже использовался средствами массовой информации. На рубеже 1970 — 1980-х годов Страна басков, а затем Наварра получили автономный статус.
При развитой промышленности Басконии в её сельском хозяйстве вплоть до начала 60-х гг. XX века господствовали традиционные отношения и архаичная техника. Традиционные отрасли хозяйства — мясо-молочное скотоводство, виноградарство.
Малоземелье в условиях горной местности (западная часть Пиренеев) породило обычай, по которому дом и участок переходили в наследство одному из детей, по праву первородства или по выбору родителей. Остальные дети могли остаться в отчем доме как "помощники", без права обзаводиться семьёй; мужчины чаще предпочитали эмиграцию в надежде, разбогатев, вернуться и жениться на наследнице. Дома, иногда пережившие несколько веков и ставшие символами родов, нередко имели собственные имена, по которым называли их владельцев. Преимущественным правом покупки дома обладали родственники, поэтому баскская община с тесными внутренними связями и традициями взаимопомощи была закрыта для "чужаков".
Разбросанный тип поселения басков отвечает традиционной практике ведения хуторского хозяйства. Баскско-наваррский дом (см. в статье Испанцы) — массивный, двух- или трёхэтажный, целиком или частично каменный, нередко побелённый и украшенный балконами, крытыми галереями и карнизами, с двускатной (иногда очень крутой) шиферной или черепичной крышей, единой для жилья (на верхних этажах) и хозяйственных помещений.
Одежда отличалась большим разнообразием в зависимости от местности. Наиболее характерный и красочный (в горной Наварре) костюм включал у женщин короткую чёрную куртку с золотым и серебряным шитьём на шнуровке с разноцветными кистями, голубую юбку, на которую надевался нарядный чехол; на голове — два шёлковых банта, ленты в волосах и красная, обшитая бархатом мантилья; на груди — бусы и ожерелья, нередко золотые и серебряные. Молодые девушки чаще носили корсаж, надевая его на белую рубаху с широкими рукавами; голову не покрывали.
Мужской костюм — чёрные облегающие штаны до колен; жилет и куртка с серебряными пуговицами, надевавшиеся на рубаху; широкий пояс; белая шерстяная пелерина на плечах; на ногах — чёрные короткие шерстяные чулки и кожаные башмаки с пряжками; на голове носили шляпу: баскский берет, ставший элементом национальной символики, проник к испанским баскам от французских лишь в XIX веке. Сохранились архаичные образцы верхней одежды, особенно у пастухов: из грубой шерстяной ткани, овечьих или козьих шкур, с отверстием для головы и капюшоном.
Традиционная пища басков состояла из пшеничного и кукурузного хлеба, молока, овечьего сыра, различных блюд из свинины; готовили овощные похлёбки, обильно сдабривая их перцем; из напитков наибольшее распространение получил яблочный сидр.
Баски издавна славились своими танцами — по преимуществу мужскими или с доминированием мужчин; многие из них, возможно, происходят от древних боевых плясок и являются, как правило, коллективными, с перестроениями, высокими прыжками, различными гимнастическими фигурами, с имитацией схваток двух враждующих сторон. Танцоры выступают под аккомпанемент криков, флейты и барабана. Популярны традиционные спортивные состязания (среди них игра в мяч — пелота), а также турниры певцов-импровизаторов.
А. Н. Кожановский
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 81-82.