ЛАТЫШИ - нация, составляющая основная часть населения Латвийской ССР. Численность латышей в СССР - 1400 тысяч человек (1959), из них в Латвийской ССР - 1298 тысяч человек, а в других республиках (РСФСР, Эстония, Литва, Белоруссия) - 102 тысяч. За пределами СССР - в Европе, Америке (главным образом в США, Канаде и Аргентине), Австралии - расселено приблизительно 163 тысяч латышей. Латышский язык принадлежит к балтийской (летто-литовской) ветви индоевропейской семьи, обнаруживая наибольшее сходство с близкородственным литовским языком. В целом балтийские языки генетически связаны со славянскими. В составе латышского языка выделяется несколько групп местных говоров, получивших свое название от культурно-исторических областей Латвии - Латгале (на Востоке), Видземе (в центре), Земгале (на Юге) и Курземе (на Западе) и живших здесь в прошлом племен - балтийских латгалов, селов, земгалов и куршей, финноязычных ливов. Латышский литературный язык развился на базе среднелатышских говоров. Верующие латыши - большей частью протестанты различных толков, в Латгале - католики. Самоназвание латышей - латвиеши - происходит от этнонима латгалов, или летгалов (в русских летописях - летьгола), - группы племен, живших в 1-м и начале 2-го тысячелетий н. э. в Латгале и отчасти в Видземе. Юго-западными соседями латгалов были близкородственные им селы, а еще дальше к Западу обитали земгалы (зимигола) и курши (корсь), доходившие до берегов Балтики. Все эти племенные группы были потомками древнебалтийских насельников, проникших на территорию современной Латвии с Юга еще в период неолита (начало 2-го тысячелетия до н. э.). К Северу от них, в Видземе и Курземе, жили прибалтийско-финские племена - предки эстонцев и ливов. Археологические материалы и письменные данные позволяют наметить территорию расселения всех этих племен, проследить, как постепенно древние латыши продвигались на Север, ассимилируя или оттесняя финнов. На протяжении 1-го тысячелетия н. э. у латышей, в связи с широким распространением железных орудий, а затем и пашенного земледелия, животноводства и различных ремесел, происходит сравнительно быстрое развитие производительных сил, углубляется социальное неравенство, старые племенные группы заменяются территориальными. Латгалы и селы в это время вступают в тесное экономическое и культурное взаимодействие с восточными славянами и ливами Видземе, а курши - с ливами Курземе и отчасти скандинавами. Тесными остаются и древние связи с родственными латышам южными соседями - литовцами. В конце 1 - начале 2-го тысячелетия н. э. у латышей возникают уже раннефеодальные отношения. В процессе этнической консолидации местных групп населения начинает складываться латышская народность. Однако процесс этот был заторможен в конце 12 - начале 13 веков вторжением немецких захватчиков-крестоносцев, подчинивших себе почти всю территорию Прибалтики (кроме Литвы), обративших коренное население в бесправных крепостных крестьян и насильственно навязавших им католичество. Сложение латышской народности завершилось в конце 16 - начале 17 веков. В период феодализма в Латвии существовали две различные культуры - культура господствующих классов, говоривших по-немецки, и культура эксплуатируемых трудящихся (главным образом крестьян), стойко сохранявших свой родной язык, многие древние бытовые навыки, обычаи и обряды (например, праздник летнего солнцеворота Лиго). Феодальная раздробленность способствовала также образованию в составе латышей местных этнографических групп, частично соответствовавших древнему племенному делению. В 16 веке почти во всей Латвии распространилось лютеранство (в Латгале после контрреформации и вследствие того что она входила в состав католической Польши до последней четверти 18 века, лютеранство было искоренено). Крайне неблагополучно отразились на экономическом и культурном развитии латышей кровавые события периода Ливонской войны (1558-1583) и польско-шведской войны (1600-1629). В 1721, 1772 и 1795 годы латышские земли вошли в состав Российской империи. В 19 веке формируется латышская нация. После отмены в Латвии крепостного права (1817-1819, в Латгале в 1861 году) и промышленного переворота 30- 50-х годов 19 века стала быстро расти доля латышей в городском населении - буржуазия и пролетариат. С 1940 года в составе Союза ССР латышский народ пошел по пути социалистического развития, которое в послевоенные годы привело на основе экономического и культурного развития к ликвидации антагонистических классов и консолидации латышей в единую социалистическую нацию. Латыши создали богатую и яркую материальную и духовную культуру, обладающую многими своеобразными национальными особенностями, но вместе с тем сходную с культурой литовцев, ливов, эстонцев и живущих рядом с ними русских и белорусов. Лучшие традиционные формы культуры латышей, особенно связанные с прикладным и декоративным искусством, устным народным творчеством, музыкой и танцами, массовыми певческими праздниками, получили в наши дни новую жизнь, стали популярными не только в Латвии. Одновременно и культура латышей обогатилась новыми чертами, заимствованными от других народов СССР.
H. H. Чебоксаров. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.
Литература:
История Латв. ССР, т. 1-3, Рига, 1952-58; Латыши, в кн.: Народы Европ. части СССР, т. 2, М., 1964; Степерманис М. К., Развитие этнографич. науки в Сов. Латвии, "СЭ", 1960, No 3; Терентьева Л. Н., Колх. крестьянство Латвии, М., 1960 (Тр. Ин-та этнографии, Нов. сер., т. 59); ее же, Формирование новых обычаев и обрядов в быту колхозников Латвии, "СЭ", 1961, No 2; Чебоксаров Н. H. О древних хозяйственно-культурных связях народов Прибалтики, "СЭ", 1960, No 3; Strazdins K., Latviesu socialistiska nacija, Riga, 1961.