ПОЛАБСКИЕ СЛАВЯНЕ, полабы, - большая группа западно-славянских племен, населявшая в конце 1-го - начале 2-го тысячелетий н. э. территорию от реки Лабы (Эльбы) и ее притока реки Салы на Западе до реки Одры (Одера) на Востоке, от Рудных гор на Юге и до Балтийского моря на Севере. Полабские славяне делились на три племенных союза: лужицкие сербы (сербы, далеминцы, мильчане и др.), лютичи, или велеты (ратари, черезпеняне и др.), бодричи, или ободриты (собственно ободриты, вагры и др.).
Основой хозяйственной деятельности полабских славян было земледелие и скотоводство, значительное развития достигло садоводство и огородничество. В 9 веке у полабских славян произошло отделение ремесла от земледелия. Особенное развитие получили обработка дерева, металлов, керамическое производство; находки монет (восточных 8-9 веков, немецких и английских 10-12 веков, туземных 11 века) свидетельствуют об оживленной торговле, основывавшейся на разветвленной сети городов, из которых наиболее значительными были Торгау, Приорна (сербы), Рерик (ободриты), Убаба (лютичи). Основными формами политической организации полабских славян в 9 веке были территориальные союзы и градские области. Территориальные союзы создавались преимущественно с целью обороны, в то же время представляли собой раннюю форму народности (лютичи, ободриты, сербы). В 10-11 веках в результате развития классовых отношений политические формы военно-демократической организации полабских славян трансформировались в институты раннефеодального государства. Полабские славяне подразделялись на три слоя: высший (князья, владельцы градов, земельные собственники), свободные крестьяне, обедневшие, попавшие в зависимость крестьяне, а также рабы, не игравшие значительной роли в производстве.
Развитие полабских славян происходило в непрерывной борьбе против агрессии германских феодалов. С 10 века германские феодалы начали систематическое завоевание земель полабских славян сначала с целью получения дани, а затем - распространения на их землях своей власти путем основания военных областей (марок): Биллунгов (земля бодричей), Герона (земля гаволян), Мейсенская марка, Восточная марка (земля сербов-лужичан). Опорой феодальной немецкой агрессии были католические миссионеры, которые насильственно обращали полабских славян в христианство и взимали церковную десятину. Полабские славяне героически боролись за независимость, поднимая неоднократно восстания. В ходе борьбы с агрессией окрепли первые раннефеодальные государственные объединения полабских славян, из которых наиболее значительной была Вендская держава. В 12 веке наступил заключительный этап борьбы полабских славян во главе с Никлотом против германской агрессии, организаторами которой были Генрих Лев и Альбрехт Медведь. Используя раздробленность полабских славян на различные племенные княжения, германские феодалы захватили последние свободные земли полабских славян и основали Среднюю марку (в земле лютичей), ставшую затем основой маркграфства Бранденбург, и вассальное славянское княжество Мекленбург (в земле бодричей). В 1164 году произошло последнее крупное восстание полабских славян, которое было подавлено Генрихом Львом и Альбрехтом Медведем. В 1168 году датские феодалы разрушили святилище полабских славян Аркону (на острове Руяна).
Буржуазная (прежде всего немецкая) историография (внесшая определенный вклад в изучение полабских славян), как правило, исключала их из общего исторического процесса феодальной Европы, выдвигая тезис об отсталости и несамостоятельном развитии полабских славян (Л. Ранке, А. Бракман). Особенной фальсификации историю полабских славян подвергли фашистские историки (Ф. Кечке, В. Шлезингер, Г. Аубин), которые стремились "научно" обосновать "закономерность" подчинения их германскими феодалам и последующего процесса ассимиляции полабских славян. Фальсификацию истории полабских славян продолжают многие западногерманские историки (М. Хельман, В. Вейцзеккер), рассматривающие ее с точки зрения превосходства так называемой западной культуры и ее носителей - германцев. В противоположность буржуазным историкам, историки-марксисты показали, что в области социально-экономического и политического развития полабские славяня прошли длительный и самостоятельный путь, прерванный германским завоеванием. Полабские славяне сыграли большую роль в борьбе славянских народов с феодальной немецкой агрессией. Героически сдерживая эту агрессию в течение нескольких столетий, полабскин славяне содействовали консолидации чешского и польского государств. История полабских славян позволяет вскрыть существенные стороны генезиса раннефеодального немецкого государства. Значительный вклад в марксистское освещение истории полабских славян внесли историки СССР (Н. П. Грацианский, В. Д. Королюк), Польши (Г. Лабуда), Чехословакии (В. Булин, В. Прохазка) и ГДР (И. Бранкачк).
Г. Э. Санчук. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.
Источники:
Adam Bremensis, Gesta hammaburgensis ecclesiae pontificum, 3 ed., S. R. Germ., Hannoverae, 1917; Thietmar, Kronika, z tekstu lacinskiego przetlumaczyl M. Z. Jedlicki, Poznan, 1953; Widukindi monachi Corbeiensis rerum gestarum Saxonicarum, (Bd) 1-2, Münster, 1931; Гельмольд, Славянская хроника, пер. с лат. Л. В. Разумовской, М., 1963.
Литература:
Грацианский Н., Крестовый поход 1147 против славян и его результаты, "ВИ", 1946, No 2-3; Королюк В. Д., Гос-во Готшалка (XI в.), в кн.: Слав. сборник, М.,1947; Labuda G., Fragmenty dziejów slowianszczyzny zachodniej, t. 1, Poznan, 1960; Hrabová L., K otazce vzniku a vývoje státu u Polabských Slovanu, "Ceskoslovenský casopis historicky" 1955, No 1; Brankack J., Studien zur Wirtschaft und Sozialstruktur der Westslawen zwischen Elbe - Saale und Oder aus der Zeit vom 9. bis zum 12. Jahrhundert, Bautzen, 1964.