Мазен О. Индейцы [Испанской Америки]

Рассеянные по всему континенту, индейцы принадлежат к сотням племен, различающихся по образу и уровню жизни и культурному уровню. Они делятся на оседлых, полуоседлых и кочевников.

Некоторые общие лингвистические и религиозные черты позволяют их классифицировать. В Новой Испании самой крупной группой племен являются науа (к ним принадлежат древние ацтеки или мешикас), отоми, тараски, майя, сапотеки, миштеки. Кечуа, аймара, наска и мочика преобладают в Андах. Чибча и топинамба обитают в Новом Королевстве Гранады и в Амазонии, тупи, парана и гуарани — в Парагвае и на юге Бразилии. Племена, обладающие социальной иерархией и овладевшие сложными технологиями, проживают в областях, соответствующих Мезоамерике и Андам. Одни группы так и не были завоеваны (арауканы в Южной Америке и чичимеки в Северной), другие периодически поднимают восстания. Никто не желает сотрудничать с завоевателями.

Индейцы обладают юридическими правами и считаются naturales королевства, такими же подданными, как кастильцы в Кастилии или неаполитанцы в Неаполе. Они также сохраняют свои привилегии и титулы, если это необходимо или могут их добиться. В своих деревнях они представляют власть на местном уровне. При конфликтах с испанцами они могут подать жалобу защитнику индейцев — судье, который назначается на эту роль с конца XVI века, — либо в Совет Индий в Мадриде.

С точки зрения Церкви, индейцы — это люди, которые должны быть обращены в истинную веру, но одновременно и существа, которых следует защищать от злонамеренности европейцев. Они получают «испанское» образование, по сути, религиозное, но на родном для них языке, поскольку миссионеры и священники изучили индейские языки и успели составить учебники, грамматики и словари. Иррациональность мышления индейцев и их неспособность принять католицизм часто используются в качестве оправдания Конкисты и испанского владычества. Тем не менее мало кто из авторов решается оспаривать официальную точку зрения правительства и Церкви, согласно которой индейцы не могут считаться неверными или безбожниками. Определение, которое им подходит, — это «идолопоклонники». Этот термин ассоциируется с язычниками, принявшими христианство под убеждением первых апостолов, а не с евреями и мусульманами, глухими к Благой Вести. Впрочем, стоит вспомнить, что аборигены никогда не подпадали под юрисдикцию инквизиции.

По здравом размышлении, решив сохранить иерархическую верхушку великих государств доколумбовой эпохи, испанцы признают аристократов индейских племен Новой Испании и Перу. Королевским эдиктом они приравниваются к представителям кастильской hidalguia. Так обстоят дела с благородными индейцами в 1650 году в Мехико и в Лиме. Они пользуются большим уважением и почетом, но живут уже большей частью на окраинах своих деревень (pueblos). Должности касика (наследственный титул) и gobernador (выборная, контролируется испанцами) все больше разводятся, хотя некоторые семьи касиков еще пытаются их совместить. Территориальная и социальная мобильность кастильского hidalgo находят свое отражение в количестве рядовых индейцев (macehuales), которые, получив назначение на муниципальный пост, становятся дворянами (principales). Лишенная прежних функций, коренная аристократия обустраивает свои владения. Ее представители становятся такими же землевладельцами (hacendados), как и любой крупный испанский собственник. Они перенимают привычки и образ жизни испанцев, одеваясь на европейский манер, живя во дворцах и получая правительственные лицензии на право ездить верхом и носить оружие. Тем не менее общественное мнение не признает за ними равных испанцам интеллектуальных способностей и считает их детьми, нуждающимися в постоянной опеке. Большинство частных, административных и литературных источников полагают, что индеец должен выполнять грязную тяжелую работу, недостойную испанца.

Мазен О. Испанская Америка XVI– XVIIIвеков / Оскар Мазен. – М., Вече, 2015, с.65-67. 

Этнос: