АЛТАЙЦЫ, 1. Алтай-кижи — коренное население Республики Алтай (числ. 62 тыс. чел.). Численность в Российской Федерации 69 тысяч человек (1992). Делятся на этногруппы: алтай-кижи, теленгиты, телесы, телеуты, тубалары, челканцы, кумандианцы. Язык — алтайский. Проживают в Казахстане, Узбекистане и др. Общая численность — 70, 8 тысяч человек. 2. Существует и второе значение этнонима алтайцы, как собирательное название тюркоязычных этносов, живших в Горном Алтае. В данном значении он часто присутствует в текстах Гумилёва. Так, к примеру, ученый полагал, что Алтай, так же, как и Монголия, и Южная Сибирь, — самостоятельная культура со своими историческими ритмами. Согласно теории Гумилёва, этногенез — процесс, закономерно проходящий несколько фаз. Если же этнос при всех испытаниях не распался, то он продолжает существовать как этноценоз, верхняя ступень геобиоценоза, не развиваясь, а лишь взаимодействуя с соседними этносами.
Другими словами, этнос пребывает в состоянии гомеостаза, для которого характерна посредственность, прогресс культуры и мысли, как и регресс норм этики в нем, невозможен. Гомеостатическая система имеет начало — затухание первичного пассионарного толчка, но не имеет естественного конца. Она осуждена на бессмертие. Зато она легко может быть убита соседями, обладающими повышенной пассионарностью при наличии этнокультурной доминанты — цели. Но она успешно сопротивляется не организованным в систему пассионарным популяциям и наносит сокрушительные удары субпассионарным системам, ибо нулевой уровень выше отрицательного. В этом состоянии, по мнению ученого, были индейцы Северной Америки, патаны Гиндукуша, эвенки и в том числе алтайцы. Однако не следует считать людей гомеостатических популяций неполноценными, отсталыми или «дикими». В гомеостатичных этносах сокращается патриотизм — жертвенная любовь к традициям далекого прошлого, но его заменяет «натализм» — любовь к родной природе. Гомеостатичные этносы, согласно концепции ученого, не примитивная, а финальная стадия этногенезов, происходивших в разных местах и в разное время. То есть эти этносы — не дети, а старички, у каждого из которых есть своя история.
Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 38.