СКИФЫ (греч. Skutai) - общее название основного населения Северного Причерноморья 7-3 веках до н. э. Скифы состояли из родственных племен североиранской языковой группы индоевропейской семьи. По принадлежности к одной языковой группе, а также по материальной и духовной культуре они были родственны савроматам (сарматам), массагетам и сакам. Основные источники по скифам - свидетельства греческих (особенно Геродота) и римских авторов, древневосточные документы и данные археологии. Одни исследователи считают их потомками носителей срубной культуры эпохи бронзы, продвигавшихся начиная с 14 века до н. э. с территории Поволжья на Запад. Другие полагают, что основное ядро скифов вышло из Средней Азии или Сибири и смешалось с местным населением Северного Причерноморья. Начало истории скифов отмечено их войной с киммерийцами, которые были вытеснены скифами из Северного Причерноморья к 7 веку до н. э., и походами скифов в страны Древнего Востока. С 70-х годах 7 века до н. э. скифы (ашкузы, ишкузы в древневосточных документах), преследуя киммерийцев, вторглись в Малую Азию, завоевали Мидию, Сирию, Палестину и господствовали в Передней Азии 28 лет, но в начале 6 века до н. э. были изгнаны оттуда индийцами. Следы пребывания скифов отмечены и на Северном Кавказе. По возвращении из дальних походов скифы усмирили восстание рабов или, скорее, подвластных им племен. Основная территория расселения скифов - степи между Дунаем и Доном, включая степной Крым. Северная граница неясна. Скифы разделялись на несколько крупных племен. По сообщению Геродота, господствующими были скифы царские, жившие в степях между Днепром и Доном. По правобережью нижнего Днепра и в степном Крыму обитали скифы-кочевники. Между Ингулом и Днепром вперемежку с кочевниками жили скифы-земледельцы. В бассейне Южного Буга близ города Ольвия жили каллипиды, или эллино-скифы, севернее их - алазоны, а еще севернее - скифы-пахари. Остальные племена Скифии, по сообщению Геродота, не принадлежали собственно скифам, хотя близки были им по образу жизни и культуре. Границы расселения отдельных племен Скифии (особенно скифов-пахарей) неясны. Тесные отношения с рабовладельческими городами Северного Причерноморья, интенсивная торговля скифов скотом, хлебом, мехами и рабами усиливали процесс классообразования в скифском обществе.
Скифский союз племен постепенно перерождался в своеобразное государство рабовладельческого типа во главе с царями. Власть царя была наследственной и обожествлялась. Она ограничивалась союзным советом и народным собранием. Шло выделение военной аристократии, дружинников и жреческой прослойки: существовало рабовладение. Политическому сплочению скифов способствовала их война с персидским царем Дарием I в 514-513 годы до н. э. На рубеже 5-4 веков до н. э. царь Атей устранил других скифских царей и узурпировал всю власть. К 40-м годам 4 века до н. э. он закончил объединение Скифии от Азовского моря до Дуная. Археологические исследование Каменского городища (возникло на Нижнем Днепре близ города Никополя в конце 5 века до н. э.) показало, что оно в эпоху расцвета Скифского царства являлось административным и торгово-экономическим центром степных скифов. Резкие изменения в социальном строе скифов к 4 веку отразились в появлении в Приднепровье грандиозных курганов скифской аристократии, так называемых царских курганов, достигавших в высоту более 20 метров. В них были погребены цари и их дружинники в глубоких и сложных по конструкции погребальных сооружениях. Погребения аристократии сопровождались захоронением умерщвленных жен или наложниц, слуг (рабов) и лошадей. Воинов сопровождало богатое оружие: короткие мечи-акинаки с золотыми обкладками ножен, масса стрел с бронзовыми наконечниками, в колчанах или горитах, обложенных золотыми пластинами, копья и дротики с железными наконечниками. В богатых могилах часто встречались медная, золотая и серебряная посуда, греческая расписная керамика и амфоры с вином, разнообразные украшения, часто тонкой ювелирной работы скифских и греческих мастеров. Во время погребения рядовых скифских общинников совершался в основном тот же обряд, но погребальный инвентарь был беднее. Скифские курганные древности всемирно известны. Одни из них представляют шедевры древнегреческого прикладного искусства, особенно ювелирного дела и торевтики, другие - своеобразное прикладное искусство самих скифов. Многие скифские вещи из металла и кости выполнены в так называемом зверином стиле. Стилизованные изображения животных или их частей, сцены борьбы животных, характерные для искусства скифов, имели не только декоративное, но и культовое значение.
В 339 году до н. э. царь Атей погиб в войне с македонским царем Филиппом II. В 331 году до н. э. Зопирион, наместник Александра Македонского во Фракии, вторгся в западные владения скифов, осадил Ольвию, но скифы уничтожили его войско. К концу 3 века до н. э. скифы значительно сократилась под натиском сарматов, пришедших из-за Дона. Столица скифов была перенесена в Крым, где на реке Салгир (близ Симферополя) возник город Неаполь, основанный, вероятно, царем Скилуром. Кроме Крыма, скифы продолжали удерживать земли в низовьях Днепра и Буга. Наивысшего расцвета Скифское царство в Крыму достигло во 2 веке до н. э., когда скифы стремились захватить в свои руки внешнюю торговлю хлебом, подчинили себе Ольвию и ряд владений Херсонеса. Политическая активность скифов была временно ослаблена в результате их поражения в войне против Диофанта, выступившего на стороне Херсонеса. Однако во 2-й половины 1 века н. э. при царях Фарзое и Инисмее скифы вновь усилились и неоднократно воевали с Боспорским царством. Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до 2-й половине 3 века н. э. и было уничтожено готами. Скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племен Великого переселения народов. Название «скифы» перестало носить этнический характер и применялось к различным народам Северного Причерноморья. Скифы оставили неизгладимый отпечаток в древней истории России. Их успехи в развитии экономики (ремесел, земледелия) и военного дела, своеобразная культура и искусство оказали значительное влияние на историю и культуру последующих народов Юга России.
К. Ф. Смирнов. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ - СЛАВЯНЕ. 1969.
Литература:
Латышев В. В., Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе, т. 1-2, СПБ, 1893-1906; Ростовцев М. И., Скифия и Боспор, Л., 1925; Жебелев С. A., Сев. Причерноморье. Исследования и статьи по истории Сев. Причерноморья антич. эпохи, М. - Л., 1953; Смирнов А. П., Скифы, М., 1966; Граков Б. Н., Скiфи, К., 1947; Minns E. Н., Scythians and Greeks, Camb., 1913; RiceT. T., The Scythians, L., (1957); Rotratz J., Die Skythen in Südrußland, Basel, 1963.