Сведения о скифах более полны. Свидетельства древних авторов здесь дополняются богатым археологическим материалом. Большинство археологов считает, что скифы были потомками нижневолжских племен срубной культуры. Придя из-за Дона и вытеснив киммерийцев, скифы заняли Северное Причерноморье. Поэтому греки называли его Скифией.
По данным Геродота, Скифия была обширной страной. На юге она доходила до Черного и Азовского морей, на востоке и западе ее границами были реки Дон и устье Дуная. Северная граница Скифии, менее известная Геродоту, находилась, по его словам, на расстоянии 20 дней пути (около 700 км) от Черного моря.
Характеризуя быт скифов, Геродот различал среди них племена оседлых земледельцев и скотоводов-кочевников. Из земледельческих племен он называет каллипидов и алазонов (по соседству с греческой колонией Ольвией), скифов-пахарей (по Бугу и на запад от Нижнего Днепра) и скифов-земледельцев, живших по Днестру, на расстоянии 11 дней плавания от его устья. К востоку от земледельческих скифов до Дона обитали скифы-кочевники, среди которых были самые сильные из скифов— царские скифы.
Названия «Скифы» и «Скифия» древними греками употреблялись в собирательном смысле. Ими они обозначали все население Северного Черноморья. Накапливаемый археологический материал говорит, что этнически Скифия была неоднородна. Она состояла из собственно скифов—племен северо-восточной группы иранских народностей и подчиненных ими местных земледельческих племен разного происхождения. Среди этих племен были, надо полагать, и предки славян.
Из свидетельств Геродота и раскопок скифских поселений видно, что земледельческие племена Скифии обладали довольно высокой материальной культурой. Они возделывали пшеницу, ячмень, просо, рожь, коноплю, выращивали лук и чеснок. Некоторые из них (скифы-пахари) сеяли хлеб не только для собственного употребления, но и на продажу. Землю обрабатывали плугом, запряженным волами, урожай убирали железными серпами, хорошо известными по раскопкам Каменского городища (близ Никополя).
Скифы-кочевники жили многочисленными ордами. Главное богатство их составляли стада лошадей, коров и коз, которых они перегоняли с места на место. Скот обеспечивал скифов-кочевников пищей, одеждой и частично даже топливом. Геродот рассказывает, что при варке пищи в качестве дров скифы употребляли кости животных. Жилища скифов-кочевников помещались на повозках, в которые впрягались две-три пары волов. Обтянутые со всех сторон войлоком, они хорошо защищали живущих в них от ветра, дождя и снега.
С большой подробностью Геродот описывает религиозные представления скифов. Верховным божеством у них считался Папай, которого греки сравнивали с Зевсом. Почитался также бог войны, символом этого бога был меч, водружавшийся наверху громадной пирамиды из хвороста. Этому мечу они поклонялись, убивая перед ним лошадей и пленных.
На загробную жизнь скифы смотрели как на продолжение земной, поэтому покойника старались снабдить всем тем, что составляло привычную обстановку его земной жизни. Геродот пишет, что когда умирал скифский царь (вождь), то воины в знак скорби обрезали себе уши, брили головы, расцарапывали до крови нос, лоб, протыкали стрелами руки. Набальзамированное тело царя возили по подвластной ему территории, а затем доставляли к месту погребения царей — к Днепру. Там в громадную четырехугольную яму клали тело умершего вместе с трупами умерщвленных наложниц, слуг и различными вещами и воздвигали высокий курган. Чем больше почтения заслуживал погребаемый вождь, тем выше был воздвигнутый ему курган.
Описание Геродотом религиозных представлений и погребального обряда скифов во многом соответствует действительности. В степях, где обитали скифы, и поныне сохранилось множество больших и малых скифских курганов (могил). Содержимое этих курганов доставляет нам ценнейший материал для суждения об общественном строе скифов и их культуре.
Скифское общество социально было далеко не однородным. В то время как могилы с небольшими насыпями, принадлежащие, видимо, рядовым скифам, содержат грубые вещи, курганы скифской знати поражают богатством своего погребального инвентаря. Кроме того, здесь нередко находят останки умерщвленных жен, воинов, рабов.
Разложение первобытнообщинного строя у скифов началось примерно в VII—VI вв. до н. э. Подтверждением этому могут служить раскопки огромного кургана VI в. до н. э. близ станицы Ильской на Кубани, где вместе с царем были погребены рабы и около 500 лошадей. Но особенно богаты погребения скифских царей IV—III вв. до н. э. При раскопках Чертомлыцкого кургана около г. Никополя (высота кургана 19,5 м, окружность около 350 м) обнаружены погребения царя, царицы, 6 воинов и 11 лошадей. При погребениях царя и царицы найдено большое количество золотых и серебряных вещей, в том числе великолепная серебряная ваза, украшенная выпуклыми изображениями растений и птиц и сценой укрощения коней скифами.
Не менее богаты курганы Куль-Обский в Крыму и Солоха — в 15 км от Никополя. В последнем найдено много золотых художественных изделий, среди которых особенно замечателен золотой гребень, лежавший возле головы царя. Картина сражения трех скифов, изображенная на рукоятке этого гребня, выполнена с неподражаемым совершенством.
Процесс социально-имущественного расслоения еще не привел в VI—V вв. до н. э. к образованию у скифов классового общества и государства. Применение рабского труда было еще ограниченным. Ведущую роль в общественном производстве играли свободные.
Политически Скифия VI—V вв. до н. э. была объединением племен с множеством местных царьков. Во главе племенного союза стояли царские скифы. Для своего времени скифский союз являлся внушительной силой. Скифская конница, вооруженная луками, копьями и мечами, совершала опустошительные набеги на соседние племена Восточной Европы, греческие города Причерноморья, государства Закавказья и Передней Азии. В 513 г, до н. э. скифы одержали победу над персидскими войсками Дария, вторгшимися в их страну.
В IV в. процесс разложения первобытнообщинных отношений у скифов, очевидно, подходил уже к концу. Объединения племен в связи с этим стали приобретать характер государственных образований.
Древнейшим скифским государством было, по-видимому, царство могучего скифского царя Атея, возникшее во второй половине IV в. до н. э. на территории степей Северного Крыма и до устья Дуная. Центром его была область нижнего течения Днепра. Впрочем, слава этого царства очень скоро померкла. В 339 г. Атей пал в бою с Филиппом II Македонским, а его войско было разгромлено.
В конце II в. до н. э., под давлением наступавших на Причерноморье сарматов, центр скифского государства с берегов Днепра переместился в Крым. Во II в. до н. э. здесь создалось скифское государство во главе с царем Скилуром, которому наследовал Палак. Резиденция Скилура Неаполь Скифский (около Симферополя) представляла собой большой, хорошо укрепленный город. При раскопках Неаполя найдены остатки мощных укреплений, городских зданий, склеп с 72 очень богатыми погребениями, в которых найдено свыше 1300 золотых украшений, а также жернова, ямы с остатками пшеницы и других злаков,
кости домашних животных и другие свидетельства хозяйственной жизни позднего скифского царства.
Скифы и другие племена Северного Причерноморья создали на протяжении веков яркую и своеобразную культуру. Художественные изделия из скифских курганов в значительной своей части принадлежат к произведениям местного искусства. В основном это изображения застывших в беге животных: оленей, лосей, коней, баранов и т. д., выполненных из золота, серебра и бронзы. Вместе с тем раскопки скифских могил говорят о широких культурных связях скифов с соседями. На ювелирных изделиях курганов VII—VI вв. нередки изображения крылатых львов, быков и других животных, что свидетельствовало о связи скифов с ассиро-вавилонской культурой. Начиная с VI—V вв. до н. э. ассиро-вавилонское влияние на скифскую культуру уступает место греческому. Племенная скифская знать приобретала у греков дорогое оружие, посуду, предметы украшения и т. д.
Цитируется по изд.: Артемов Н.Е., Лебедев В.И. История СССР с древнейших времен до XVIII века. М., 1959, 43-46.