Испанцы, эспаньолес (самоназвание), народ, население Испании (численность 38,4 млн. человек). Несколько сотен тысяч испанцев проживают в ряде стран Западной Европы и Америки. В основном — католики.
В Испании общепринятое содержание термина «испанцы» — совокупность граждан страны, говорящих на каком-либо из местных языков. Испаноязычное население, составляющее подавляющее большинство жителей государства, не осознаёт себя единой общностью, противостоящей носителям баскского, галисийского и других языков, и не имеет общего этнического самоназвания. В пределах ареала испанского языка (романской группы индоевропейской семьи) и других языков страны (см. Баски, Каталонцы, Галисийцы) доминирует региональное самосознание, что отражает огромную роль в жизни Испании так называемых исторических областей или регионов. Словосочетание "народы Испании" на самом Пиренейском полуострове подразумевает областные (региональные) общности и относится не только к баскам, каталонцам и галисийцам (в пределах соответствующих областей), но и к арагонцам, канарцам, кастильцам, валенсийцам и др. Среди некоторых групп населения ряда областей региональное самосознание приобрело характер национального; его носители не считают себя испанцами, что связано с желанием добиться независимости для своей области.
В большинстве же случаев областное и общегосударственное самосознание сосуществуют как два уровня самоидентификации ("баск и при этом испанец", "кастилец и при этом испанец", "андалусиец и при этом испанец" и т. д.).
Исторически и политически в Испании доминировал испанский язык (в самой стране называемый нередко кастильским) — как язык областей, ставших центром объединения различных регионов в единую державу. Вместе с тем диалекты испанского языка связаны с историческими областями: арагонский, астурийский, кастильский, леонский и др. Письменность на латинской графической основе.
Исторические области продолжали сохранять культурно-хозяйственные различия до середины XX века. С 1960-х годов наметились тенденции к возрождению некоторых местных наречий, бытовавших главным образом в сельской местности, и стремление превратить их в самостоятельные языки путём выработки литературной нормы и организации системы обучения. Это "возрождение", носящее несколько искусственный характер, находит сторонников, например, в Астурии (язык бабле) и Арагоне (язык арагонес). В рамках демократизации общественно-политической жизни в конце 1970-х — начале 1980-х гг. была предоставлена автономия всем историческим областям, общим числом 17, большая часть которых находится на территории проживания исконно испаноязычного населения.
Древнейшей основой населения исторически испаноязычных областей Испании были племена иберов, частично смешавшиеся с кельтами, вторгшимися на Пиренейский полуостров в 1-м тысячелетии до нашей эры. Римское господство (II век до нашей эры — V век нашей эры) привело к романизации обитателей Испании (исключая жителей некоторых северных районов). Германские племена, захватившие страну в V веке, постепенно были ассимилированы. Определённую роль в этническом развитии местного населения сыграли мусульмане-мавры (арабы и берберы), подчинившие значительную часть Испании в VIII веке, и евреи. По мере отвоевания (Реконкисты, VIII — конец XV вв.) захваченных арабами территорий из ряда независимых христианских государств к конце XV века образовалось единое испанское государство, что способствовало процессу консолидации местного населения. В эпоху Великих географических открытий и возникновения испанской колониальной империи (XV—XVII вв.) жители страны начали переселяться в Америку; они участвовали в формировании латино-американских народов.
Выделяются этнографические ареалы, включающие несколько исторических областей: Север страны, от Галисии до Наварры; Восток, где с Каталонией в единый ареал нередко включают Арагон и Мурсию; Юг — Андалусия и южная часть Эстремадуры, и т. д. В рамках этих ареалов существуют более мелкие районы (со своими особенностями), а также субэтнические группы — марагатос Леона, вакейрос Астурии, пасьегос Кантабрии и др. Вакейрос и пасьегос издавна занимаются пастушеским скотоводством. Объединённые в небольшие общины, их семьи имели по нескольку временных жилищ на зимних и летних пастбищах. Пастухи обменивали свою продукцию на хлеб, овощи и ремесленные изделия у оседлого населения. В прошлом они подвергались значительной дискриминации, дети их не учились в школах. Изоляции способствовала эндогамия.
Основное традиционное занятие — пашенное, в том числе поливное, земледелие. Сохраняется специфика возделывания сельскохозяйственных культур: зерновые (преимущественно пшеница) распространены главным образом на богарных землях Месеты, Арагона и Андалусии; кукуруза, рожь и картофель в северных районах; бобовые культуры повсеместно; виноград по всей стране, но особенно в Ла-Манче, Каталонии и др.; оливковые повсеместно, но более всего в районах крупных латифундий (в Андалусии, Новой Кастилии, Эстремадуре и Альбасете); цитрусовые на восточном побережье. Другие традиционные занятия — скотоводство, в том числе отгонное (крупный рогатый скот, овцы, свиньи, быки для корриды), и морское рыболовство (в основном сардины, тунец). Промышленность сосредоточена главным образом в Каталонии, Стране Басков, Астурии и в столичном районе Мадрид. Сохраняется большое количество мелких мастерских с кустарными промыслами. Из видов народного прикладного искусства наибольшего развития достигли керамика, резьба по дереву, художественная ковка, вышивка, плетение и ткачество, а также производство художественных изделий из стекла. На рубеже 50—60-х гг. XX века началась широкая модернизация экономики, миллионы крестьян, ремесленников и батраков мигрировали из сельской местности в города Испании и других стран Западной Европы. Бо́льшая часть трудоспособного населения Испании занята в промышленности и сфере услуг.
Сельские поселения испанцев различных типов: от однодворных хуторов до огромных селений с несколькими тысячами жителей. В целом с севера на юг и от побережья к центру увеличиваются размеры сельских поселений, их компактность и расстояния между ними.
Существенно разнятся формы традиционного сельского жилища. Наиболее архаичны пещеры и полупещеры-полуземлянки в ряде районов на юге Испании, а также круглые или овальные в плане дома (пальясо) на северо-западе из неотёсанного камня и крытые соломой. Для северной ("влажной") части страны типичны дома так называемого баскско-наваррского и астуро-галисийского типа: они, как правило, двухэтажные; на верхнем этаже — спальня, столовая, кухня, на нижнем — хозяйственные помещения и стойла для скота. Такие дома целиком строили из камня, затем при постройке 2-го этажа стали использовать деревянный каркас. К югу, в границах так называемой сухой Испании, для скота и хозяйственных нужд строят отдельные сооружения; здесь больше одноэтажных домов. Многие районы бедны и лесом, и камнем, основной строительный материал — глина: обожжённый кирпич, сырец и так называемый тапиаль (смешанная с известью глина укладывается слоями и высушивается); из дерева делают лишь каркас здания. Для Андалусии характерны дома с замкнутыми двориками внутри жилых и хозяйственных помещений; на южном побережье строят кубические маленькие домики с плоскими крышами. Средоточием семейной жизни в сельском доме является кухня с открытым очагом. Очаг, наряду с каминами, жаровнями в южных районах и печами в северных, служит и для отапливания помещения.
Традиционная одежда населения исторически испаноязычных областей, из которой в повседневном употреблении сохранились лишь отдельные элементы, имеет множество разновидностей. У мужчин узкие штаны до колен (на Севере, в Мурсии и др., — широкие короткие; в Андалусии — длинные, дополнявшиеся гетрами), белые рубахи, жилеты и куртки различного покроя, широкие матерчатые пояса. Сверху надевали накидки, плащи или пледы (на юге). Головные уборы — шапочка со складкой посередине и двумя острыми концами; фетровая или соломенная шляпа, иногда с широкими полями; широко распространился баскский берет. Обувь кожаная или плетённая из эспарто (испанский дрок); на влажном севере в сырую или холодную погоду поверх обычной обуви надевают деревянные башмаки.
Женская одежда различных цветов, с богатой вышивкой. В центральных областях Испании — рубаха на лямках, широкая юбка с передником, блузка, короткая шерстяная куртка, шаль; в Андалусии — длинные узкие платья, в других местах сохранилась одежда архаического покроя, напоминающая сарафан. На ногах чулки, нередко украшенные вышивкой, кожаная или плетёная обувь. На голове накидка, обёртывающая причёску, или платок. На юге голову украшают высоким гребнем, часто — цветами. Сверху накидывают кружевную мантилью, чёрную или белую.
Традиционная кухня также отличается большим разнообразием, но имеет общие черты — обильное употребление свиного мяса (жареного и тушёного) и сала, оливкового масла и маслин, острых приправ из томатов, лука, чеснока и красного перца, а также других овощей и фруктов. Популярна тортилья — хорошо прожаренный омлет с добавлением картофеля, овощей и т. д. В Андалусии довольно много блюд из рыбы, на юго-востоке — из риса. Пьют кофе, молоко, прохладительные напитки из лимонов и апельсинов, виноградные вина, на севере — яблочный сидр.
Семейные отношения, в том числе положение женщин отдельных областей, также существенно различались. В Астурии, Кантабрии, Арагоне женщины нередко участвовали в работе и в решении семейных дел наравне с мужчинами, кое-где в Леоне трудились в поле, в то время как мужчины занимались домашним хозяйством. Напротив, в южных районах сфера деятельности женщины была ограничена преимущественно домом.
Для общественного быта населения Испании характерна приверженность католическим традициям. Каждое селение и город имеет своего святого покровителя, день которого торжественно отмечается. С особой пышностью эти празднества проходят на юге, где их организацией занимаются специальные братства-эрмандады, обычны процессии, несущие статуи святых, и пантомимы на религиозные сюжеты. На севере празднества скромнее, многочисленны и архаичны обряды, связанные со смертью. Весенние карнавалы и другие праздники, повсеместно сопровождающиеся ярмарками, включают корриду или театрализованые представления, присущие только данной местности (поединки между быками, "битва цветов", "битва мавров с христианами" и др.).
В устном народном творчестве наибольшее развитие получили предания и романсы лироэпического содержания. Широко известен андалусийский фламенко — уникальный танцевально-песенный стиль, с редким для народной культуры индивидуальным исполнением танца; в других областях, особенно на севере, танцы чаще групповые, состоящие из прыжков и перебежек; среди них много мужских, имитирующих сражения.
А. Н. Кожановский
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 198-200.