Одно из первых определенных упоминаний о киммерийцах — народе, населявшем юг европейской части нашей страны в начале I тысячелетия до н. э.— содержится в трудах замечательного древнегреческого ученого-историка, «отца истории» Геродота (V век до н. э.). Он пишет, что территория, занимаемая в его время скифами, прежде принадлежала киммерийцам, что последние были вытеснены из нее скифами и бежали в Азию, где обосновались на южном берегу Черного моря.
Ни Геродот, ни другие авторы не упоминают, откуда и как попали киммерийцы в причерноморские степи. Неизвестно, все ли степи бы-
[65]
ли заняты киммерийцами или только часть их. У Геродота приведено несколько названий местностей, связанных с именем киммерийцев, которые сохранились еще в его времена на территории греческих колоний. Большинство их относится к Крыму. Это Боспор Киммерийский (Керченский пролив), Киммерийские переправы, Киммерийские укрепления, Киммерийская область (северо-восточная часть Керченского полуострова).
Область кочевий киммерийцев не ограничивалась только территорией Крыма. Если верить Геродоту, то во время его путешествия по Скифии ему показывали могилы киммерийских царей около реки Тираса (так в древности называли Днестр). Относительно происхождения этих могил Геродот рассказывает следующую легенду: «При наступлении скифов киммерийцы, имея в виду многочисленность приближавшегося войска, стали совещаться между собой, и мнения их, высказанные с одинаковою настойчивостью, разделились, но предложение царей 1 было благо[1]разумнее: именно, по мнению народа,
следовало удалиться и не подвергать себя
_______
1. Геродот называл киммерийских вождей царями
[66]
опасности в борьбе с многочисленным войском, а цари предлагали бороться за родину с наступающими. Однако ни народ не захотел послушаться царей, ни цари — народа; первый задумал удалиться без боя, предоставив родную землю врагам, а цари предпочли лечь мертвыми в родной земле и не бежать вместе с народом, предоставив себе те блага, которыми они пользовались до тех пор, и те бедствия, которых следовало ожидать при бегстве из отечества. Решив таким образом, цари разделились на две части, равные по численности, и стали драться между собою. Всех царей, погибших в сражении, киммерийский народ похоронил у реки Тираса — могила их до сих пор еще видна,— а после погребения удалился из страны, так что вторгнувшиеся скифы заняли страну, уже лишенную населения» (Геродот, IV, 2).
Пребывание киммерийцев засвидетельствовано также на Северном Кавказе, откуда они совершали свои набеги на государства Закавказья и Малой Азии. В VIII веке до н. э. о киммерийцах упоминается в источниках Ассирии и Урарту. В этих источниках киммерийцы упоминаются под именем народа гимери, гиммираи, гомер, кимеры.
Об общественном строе киммерийцев известно очень немного. Несомненно, что они
[67]
находились на стадии военной демократии — переходной формы от родового общества к классовому. Известно, что у киммерийцев были вожди. Ассирийские источники сохранили три имени киммерийских вождей, или царей: Теушпа, Тугдамме, Сандаксатра.
Кочевники-киммерийцы обладали исключительной подвижностью. Их войско состояло из конных стрелков, вооруженных луками. Полчища конных орд киммерийцев подвергали полнейшему разграблению захваченные территории и внушали ужас древневосточным рабовладельческим государствам. Киммерийцы беспокоили их своими набегами до тех пор, пока сами не были разбиты скифами. Остатки киммерийцев ушли в Малую Азию. Вполне допустимо, что некоторая часть их осталась в степях Северного Причерноморья и слилась с пришельцами — скифами.
Большинство ученых считает, что киммерийцы — это наименование местного доскифского населения, жившего на обширной степной территории от Волги до Западной Европы.
В археологии имя киммерийцев нередко связывают с культурой переходного периода от эпохи бронзы к эпохе железа (VIII—VII века до н. э.). Советские ученые В. А. Городцов и А. А. Иессен путем исследований пришли к выводу, что некоторые орудия труда, войны
[68]
и быта этой эпохи, найденные в степях Се[1]верного Причерноморья, можно считать при[1]надлежащими киммерийской культуре. К таковым следует относить: медные и бронзовые плоские топоры, топоры со втулкой (так называемые кельты), бронзовые кинжалы и широкие ножи со стержнем и перехватом у черенка, втульчатые бронзовые копья, бронзовые серпы с загнутой рукоятью, медную и бронзовую клепаную посуду, ряд бронзовых украшений, первые железные предметы (ножи). Киммерийскими следует также считать некоторые образцы черной лощеной керамики определенных форм, украшенной нарезным геометрическим орнаментом.
Киммерийцы, несомненно, кочевали и по донским степям. Некоторые предметы, найденные в курганах Дона, можно считать киммерийскими. Эти предметы дают вполне определенное представление о жизни загадочных неуловимых кочевников.
[69]
Цитируется по изд.: Кияшко В.Я., Косяненко В.М., Максименко В.Е. Легенда и быль донских курганов. Ростов-на-Дону, 1972, с. 65-69.