Первое упоминание письменных источников о племенах, населявших современную территорию Дагестана, относится к каспиям, входящим в одиннадцатую сатрапию Дария. Они же входили в состав войска Ксеркса. Вероятно, союз каспиев включал в себя не только собственно каспиев, но и другие племена Восточного Кавказа, в частности албан, утиев, легов и др.
Участие каспиев, а затем албан в греко-персидских войнах свидетельствует о значительном политическом опыте этих племен, о выходе их на арену мировой истории. Возвышение этих племен должно было способствовать также усилению значения Каспийского прохода, так как каспии и албаны проживали как раз в районах, которые контролировали этот путь. К сожалению, о каспиях мы располагаем крайне скудными сведениями письменных источников. Это были оседлые племена, занимающиеся земледелием, садоводством и скотоводством. Большое место в их жизни занимал морской промысел. Из домашних ремесел античные авторы упоминают валяние шерсти, прядение и ткачество. Одеты они были в шерстяные плащи типа бурок. В поход каспии ходили верхом, вооруженные мечами, луками и стрелами. Любопытны сообщения об умерщвлении ими стариков, а также об обряде вторичного захоронения покойников. Эти сведения письменных источников перекликаются с данными археологических раскопок в Южном Дагестане. Так, при раскопках Шаракунского могильника были выявлены интересные факты, говорящие о высокоразвитом земледельческо-скотоводческом характере хозяйства местных племен. Древнее население Шаракун[1]ской долины занималось виноградарством, ткачеством к морским промыслом. Здесь же был зафиксирован обряд вторичного захоронения. Таким образом, мы можем составить некоторое представление о племени каспиев, которые в начале второй половины I тысячелетия до н. э. занимали ведущее положение в Прикаспии и, по-видимому, возглавляли военно-политический союз, куда входили и другие племена.
Но этот племенной союз был недолговечен, и каспии вскоре утратили былую гегемонию, а затем и совсем исчезли с арены истории. Однако обстановка, сложившаяся на Восточном Кавказе, диктовала необходимость сплочения более мелких племен в мощный союз.
Это было вызвано как внешнеполитическими условиями (необходимость борьбы с нашествием сармат, римской и парфянской агрессией), так и внутренним развитием восточно-кавказских племен, переживавших бурный этап разложения, общинного строя. На роль гегемона, пытавшегося объединить многочисленные племена Восточного Кавказа, стали претендовать албаны, упоминание о которых все чаще и чаще мелькает в греко-римской литературе. Им-то и удалось впоследствии выполнить историческую миссию, которая оказалась не под силу каспиям.
Цитируется по изд.: История Дагестана [в четырех томах]. Том 1, М., 1967, с 103-104.