Кажется, что только среди майя Юкатана была осуществлена попытка определить психическую личность человека посредством систематического исследования. Оно было проведено в течение восьми сезонов в 30-х годах в небольшом поселении Пистэ около Чичен-Ицы под руководством М. Стеггерды в рамках исследований Института Карнеги в Вашингтоне, который и опубликовал результаты.
Мы не сомневаемся в серьезности тех, кто провел работу, и, не будучи психологами, едва ли сможем высказать обоснованное мнение о ней. Мы ограничимся изложением выводов, напомнив прежде всего примененную методику:
[74]
1. шкала ценностей, охватывавшая 61 черту характера, была вручена белым лицам, знакомым с майя в их собственной среде, которые высказали свое мнение о майя в целом
2. сходная шкала была вручена пяти мужчинам майя и восьми метисам, которые оценили и квалифицировали других майя
3. были упомянуты случаи из повседневной жизни майя и их реакции в различных социальных и психических ситуациях
4. мужчинам, женщинам и детям были вручены испытательные таблички-тесты с унифицированными графическими изображениями
В первой шкале ценностей, врученной 29 белым людям, чуждым культуре майя, но знакомым с "расой", темы были сгруппированы следующим образом:
1. энергичность
2. отношение к самому себе
3. отношение к среде, неодушевленным предметам и людям
4. настроение
5. сообразительность
6. общие интересы
7. патологические черты
Из 29 лиц, ответивших на эти вопросы, 20 были членами группы Института Карнеги, среди остальных было несколько миссионеров, почти все - американцы.
Вторая шкала была вручена пяти мужчинам майя (которые собрали мнения других 34 майя) и восьми метисам, проведшим исследование среди 38 майя. Что касается тестов, то они были обычны в Соединенных Штатах; в них нужно группировать и располагать геометрические фигуры с возможно большей быстротой. Сам Стеггерда указывает на неправильность применения подобных тестов к лицам, относящимся к культуре, отличной от той, для которой эти тесты сформулированы; поэтому их ценность для определения умственных способностей майя была очень сомнительна.
В очень краткой форме результаты исследования были следующими:
• майя активны, энергичны и трудолюбивы;
• настойчивы, аккуратны и очень чистоплотны, они стараются, чтобы их хижины и одежда всегда были чистыми;
• бережливы, так как тщательно сохраняют свои урожаи и избегают расточительности;
• жестоки с животными и иногда с человеческими существами, когда речь идет о мести за женскую неверность;
• консервативны в своих обычаях и враждебны по отношению к прогрессу;
• не любители перемещаться, за исключением крайних случаев;
• разговорчивы и общительны, любят шутки и развлечения;
• доверчивы, бескорыстны, добродушны, очень уважительны к правам других;
• отзывчивы к чужой бедности, болезни или несчастьям;
• горды, не просят милостыню;
• вежливы и дружелюбны между собой и с чужими;
• великодушны и гостеприимны;
[75]
• у них нет склонности командовать, но они с детства ревностно относятся к своей личной независимости;
• лишены духа мятежности, тщеславия и эгоизма;
• любят справедливость;
• мирны и не вздорны, но злопамятны и мстительны, когда оскорблены;
• в высшей степени честны;
• семейные узы очень крепки, хотя и со слабыми проявлениями привязанности, отцовский авторитет сохраняется даже тогда, когда уже взрослые дети сами становятся отцами семейств;
• умеренно или мало озабочены половыми проблемами, так как пары легко расходятся и ревность достаточно редка, хотя, как было сказано, в случае измены месть обиженного мужа может быть страшной;
• фаталистичны и религиозны, но более всего суеверны и верят в колдовство;
• крайне склонны к алкоголизму часто с опасными последствиями (драки нередко с кровавым исходом);
• со средними умственными способностями и без духа новаторства, но очень наблюдательны и с хорошей памятью;
• с достаточным воображением, с четко выраженным чувством красоты
Что касается классических тестов, примененных для суждения о степени умственного развития, они дали результаты, неблагоприятные для майя, как взрослых, так и детей, со средними показателями более низкими, чем те, что были получены не у майя, а среди "белых". Стеггерда постоянно подчеркивает, что, по его мнению, такие результаты получились из-за использования несоответствующих тестов, однако, несомненно, должно существовать некоторое различие между умственными способностями майя и "белых".
За исключением некоторых спорных аспектов использованной методики (тесты, признанные малопригодными самим Стеггердой, и то, что часть исследования была осуществлена через переводчиков людьми, мало знающими или совсем не знающими языки майяский и испанский, прожившими на Юкатане 12 лет и имевшими в качестве служащих и рабочих майя, смешанных в большей или меньшей степени с белыми), я согласен почти со всеми выводами, к которым пришел Стеггерда. Однако я не помню, чтобы я видел проявление жестокости к животным или людям, даже в случае неверности жены. Что касается половых связей, упомяну один факт, совпадающий с тем, что писал Ланда относительно легкости, с которой древние майя соединялись и расходились, и с тем, что происходит обычно в случае супружеских ссор. Сторож одной из археологических зон, находившихся в моем ведении, жена которого была, по его мнению, слишком любезна с другим, более молодым сторожем, пришел ко мне просить, чтобы я, как начальник, официально указал его супруге на ее плохое поведение, как я это делал, когда какой-либо служащий не выполнял своих обязанностей. Ясно, что этот эпизод значительно отличается от описываемых Стеггердои страшных случаев жестокой мести со стороны обиженных мужей.
Другие выводы исследования приписывают целую серию поступков современных майя их психическому складу, в то время как на самом деле они являются логическим результатом социально-экономического положения, сохраняющегося на протяжении веков. Какую склонность к управлению могут
[76]
иметь лица, которые веками находились в подчинении у "белых"? Как они могут иметь бунтарский дух, если всегда знали, что их отцы и прадеды вынуждены были мириться с таким же существованием, будучи обреченными на случайное выживание среди лишений и нужды? Почему надо считать желание говорить на собственном языке, возводить дома, как тысячу лет назад, и одеваться, как до прихода испанцев, отрицательной психической тенденцией, противной прогрессу?
Определяя, главным образом посредством тестов, умственные способности майя как едва средние и подчеркивая, кроме того, блестящие достижения их цивилизации до конкисты, находящиеся в поразительном контрасте с отсутствием у них в настоящее время научных знаний и художественных качеств, Стеггерда совершает великую несправедливость, возможно, в силу недостаточной информации о цивилизации и обществе майя. Без сомнения, он смешивает яркие воплощения в архитектуре, скульптуре, живописи, календаре, письме и т. д. с тем, что должно было быть повседневной жизнью, интеллектуальным уровнем, возможностями познания, творчества и потребления народа майя того времени. Сравнивая древние храмы с современными хижинами, астрономические подсчеты на памятниках с безграмотностью нынешнего населения, великое искусство церемониальных центров с бедной утварью теперешних крестьян, Стеггерда неблагоразумно делает вывод, что "современные майя не являют собой одаренный народ в том, что касается разума". Такое заключение не должно нас удивлять, так как исследование проводилось неверными методами и, сознательно или бессознательно, с чувством расового превосходства.
[77]
Цитируется по изд.: Рус А. Народ майя. М., 1986, с. 74-77.