Большая часть ирокезских и алгонкинских племен заселяла северные лесные области (Новая Англия, район Великих озер и Огайо), где теперь расположен самый развитый промышленный район США. Когда первые европейские колонисты стали прибывать к берегам вой Англии (начало XVII века), все огромное пространство между Атлантическим океаном и рекой Миссисипи, покрытое густыми лесами, было заселено различными индейскими племенами. Почти все они вели примитивное подсечное земледельческое хозяйство, высаживая на очищенных от леса участках кукурузу, тыкву, бобы и другие растения. Большое значение, как и повсюду в Северной Америке, имело собирательство, причем в приозерных районах практиковался сбор дикого риса и кленового сока для выварки сахара. Большую или меньшую роль у отдельных племен играли охота (при помощи лука и стрел) и рыбная ловля (при помощи удочек, острог и гарпунов). Жилища индейцев этого района, в виде прямоугольных домов или куполообразных вигвамов, имели остовы из жердей, крытые древесной корой. Для изготовления домашней утвари применялось дерево и древесная кора, пищу варили в глиняных сосудах. Одежду и обувь приготовляли из оленьей и лосиной замши. Индейцам было известно плетение и ткачество из различных растительных волокон (корзины, сумки, циновки, лямки, пояса и пр.). Средствами передвижения летом служил челнок из коры, зимой — лыжи-ракетки.
Большинство этих племен принадлежало к алгонкинской группе, и в этом алгонкинском море островом выделялись ирокезские племена.
Ирокезы
Ирокезы представляют огромный интерес для науки, так как именно их общественный строй, изучавшийся Л. Г. Морганом, дал ему «ключ к важнейшим, доселе неразрешимым загадкам древней греческой, римской и германской истории» 1. Исследования ирокезского общества Л. Моргана были положены в основу работы Ф. Энгельса «Происхождение семы частной собственности и государства». В предисловии к первому изданию своего труда Ф. Энгельс писал, что «Морган в Америке по-своему
_____
1. Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства, стр. 5. [Всю книгу читайте по адресу Фридрих Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности государства]
[194]
вновь открыл материалистическое понимание истории» 1. Значение открытия Морганом материнского рода ирокезов и других индейцев Америки как ступени, предшествующей отцовскому роду (греков — римлян), Энгельс сравнил со значением теории развития Ч. Дарвина для биологии и теории прибавочной стоимости К. Маркса для политической экономии 2.
[КАРТА]
Расселение индейцев восточной части территории США в аборигенный период
По этому труду Ф. Энгельса классический образец материнской родовой организации ирокезов известен сейчас всякому образованному человеку. Но в эпоху колонизации Северной Америки этот строй претерпел уже значительные изменения, и к середине XIX века Моргану удалось реконструировать его по пережиткам и преданиям ирокезов — своих современников.
В начале XVII века, когда англичане и французы начали колонизовать Северную Америку, большая часть ирокезских племен жила вокруг озер Онтарио и Эри в окружении алгонкинских племен. Центр этой области составляла река Ниагара, к западу от которой между озерами Эри и Онтарио жили так называемые нейтральные племена, представлявшие собой союз нескольких ирокезских племен (адирондаки, онгниаараронои и др.); «нейтральными» назвали их французские колонисты потому, что они сохраняли нейтралитет в войнах между собственно ирокезами и гуронами.
Область к юго-востоку от озера Эри была занята племенем эри. К северу от «нейтральных», между озером Гуроном и северо-западными берегами озера Онтарио, жили гуроны. Наконец, центральную часть будущего штата
_____
1. Там же, стр. 3.
2. См. там же, стр. 17.
[195]
Нью-Йорк, к югу от озера Онтарио и к востоку от эри и «нейтральных», занимали пять племен собственно ирокезов: сенека, кайюга, онондага, онейда и могауков (см. карту на стр. 195).
Значительно южнее основной ирокезской территории жили сусквеханноки. И, наконец, у берегов Атлантического океана смежные районы Виргинии и Северной Каролины занимало племя тускарора.
Этногенез
Чрезвычайно интересный вопрос об этногенезе ирокезов до сих пор остается нерешенным. Широко принималась гипотеза, что ирокезы — сравнительно новые пришельцы на северо-восток США, что, придя сюда незадолго до открытия Америки, они принесли с собой оригинальную культуру, уже сложившуюся на Юге под влиянием высокоразвитых индейских народов. Характер родовой, племенной и межплеменной организации ирокезов, культура маиса и связанный с ней обрядовый цикл, особенности их языка — считались теми чертами, которые связывают ирокезов с народами Юго-Востока и ставят их в обособленное положение среди окружавших их племен на Севере. Однако за последнее время эта гипотеза подвергается значительному пересмотру. Прежде всего было поставлено под сомнение утверждение об обособленности ирокезов среди окружавших их алгонкинских племен. В 1939 г. выступила со специальной работой американский этнограф Р. Фланнери 1. Путем сравнительного анализа отдельных культурных черт ирокезов и соседних с ними алгонкинов она показала, что ирокезы не так уж обособлены от своих соседей, как было принято утверждать. Очень важное значение имеют приводимые ею свидетельства о том, что культура маиса была знакома алгонкинским племенам Атлантического побережья еще до появления здесь ирокезов. Основной вывод Фланнери сводится к тому, что в культуре ирокезов и алгонкинов чрезвычайно много общих черт, которые свидетельствуют о том, что развивались эти племена, взаимно влияя друг на друга и подвергаясь общему влиянию с Юга.
Изучение племен центрально-алгонкинской группы, живших охотой и собиранием дикого риса, — соседей ирокезов с запада, показывает также, что и они стояли ко времени открытия Америки на том же уровне развития, что и ирокезы, и в культуре их много общего с ирокезами. А особенности терминологии родства, например оджибве, отличающие ее от терминологии родства ирокезов, свидетельствуют о том, что у этих племен сложилась уже более развитая, чем у ирокезов, форма общественных отношений. Если для ирокеза дети всех его братьев, родных и классификационных, считались его сыновьями и дочерьми, то для оджибве они пасынки и падчерицы. Дж. Фрэзер, обративший внимание на этот факт, вполне справедливо считает терминологию родства оджибве более развитой по сравнению с ирокезской, видя в ней отражение перехода от счета родства по женской линии к счету по мужской 2. Этот переход, как известно, связан с появлением частной собственности и стремлением отца передать собственность своим детям.
Все эти материалы заставляют сомневаться в том, что ирокезы были носителями какой-то обособленной культуры, более высокой, чем у окружающих их племен.
Видный американский этнограф Фр. Эгган считает вполне допустимым, что при наличии земледелия, которое ирокезы могли принести с собой с Юга или усвоить от соседей, основные черты их социальной и политической организации развились на Севере. Наэтоуказывает, поего
_____
1. R. Flannery. An analysis of coastal Algonquin culture. Washington, 1939.
2. J. Frazer. Totemism and exogamy, vol. III. London, 1910, p. 65.
[196]
мнению, и большая близость системы родства ирокезов к системам родства соседних с ними племен, чем племен Юго-Востока. Что касается действительно выдающегося достижения ирокезов — организации союза племен, то Эгган справедливо отмечает, что союз, возникнув как «объединение племен для целей защиты, получил свое дальнейшее развитие в условиях контакта» 1, т. е. в условиях колонизации Америки европейцами. Вспомним, что и соседи ирокезов имели такие же союзы племен: «Совет трех костров»— объединение оджибве, оттава и потаватоми, Союз сусквеханноков и др. Но они не достигли того уровня развития, как лига ирокезов: оказавшись в период колонизации в менее благоприятных условиях, чем ирокезы, они были разгромлены последними.
В пользу гипотезы об автохтонности культуры ирокезов на северо- востоке США высказываются и археологи Гриффин (США) и С. Мак Ниш (Канада). Изучив стоянки, открытые на территории штата Нью-Йорк, они относят первоначальное заселение этой территории за 2—3 тысячи лет до н. э. Тут жил тогда народ, не знавший земледелия и керамики. Появление предков ирокезов в этом районе Гриффин связывает с находками, относимыми им к V—VI векам н. э. Мак Ниш же относит появление здесь прото-ирокезского элемента к еще более раннему периоду. Он прослеживает преемственность в типах предметов материальной культуры ирокезов до находок, датируемых им II и I веками н. э.
Основной вывод этих ученых сводится к тому, что культура ирокезов складывалась в этом районе в течение очень длительного периода, что подтверждается возможностью проследить их культурную традицию в глубь веков.
Нерешенным остается вопрос, откуда пришли предки ирокезов на северо-восток США: с севера, запада или юга, хотя и отмечается, что культура маиса и особенности языка ирокезов указывают на возможность их появления с юга. Но в то же время приводятся данные, свидетельствующие о том, что земледелие на северо-востоке США в области расселения восточно-алгонкинских племен было известно до появления ирокезов. Интересны в этой связи свидетельства археологии о том, что земледелие в долине среднего течения Миссисипи возникло раньше, чем на юго-востоке США. Дальнейшие археологические и лингвистические исследования, возможно, по-новому поставят вопрос и о происхождении предков ирокезов.
_____
1. F. Еggаn. The ethnological cultures and their archaeological background. Griffin (ed.). Archaeology of Eastern United States. Chicago 1952, p. 42.
[197]
Цитируется по изд.: Народы Америки I[том], под ред. А.В. Ефимова, С.А. Токарева. М., 1959, с. 194-197.