Ханты: территориальные группы

Этнографические и территориальные группы. В составе Русского и Российского государства ханты расселялись на территории Тобольской губернии в Березовском, Тобольском и Сургутском уездах в разных волостях. Территория волости или группы волостей часто совпадала с речным бассейном и территориальной группой хантов (казымские, юганские, васюганские, ваховские и др.).

Если обратиться к анализу брачных связей хантов в конце XVIII и XIX в. (самые ранние данные церковных метрических книг и ревизских переписей - 1782 и 1794 гг.), то можно выделить их демы и этнокультурные ареалы, чаще всего совпадающие с ареалами этнографических или территориальных групп (Соколова, 1975а; 1990ж). Так, если степень эндогамности всех хантов (по всем уездам и волостям) - 97,2%, то у северной группы (6 северных волостей Березовского уезда по Оби, Казыму и Куновату) - 84,1%, у южной (4 южные волости Березовского уезда, 5 волостей Тобольского уезда) - 89%, у восточной (19 волостей Сургутского уезда и 2 волости Тобольского уезда) - 97,5 % (Соколова, 1990ж. Табл. 127).

Таким образом, у хантов выделяются три большие этнографические группы, совпадающие с группами диалектов - северные, южные (сейчас в значительной степени обрусели) и восточные. Для этнографических групп характерны следующие особенности: компактная территория расселения, собственное этнонимическое название (ханти, хандэ или кантага-ях), особая группа диалектов, приравниваемая к самостоятельному языку, своеобразие культуры, высокая степень эндогамии. Культура северных хантов близка северо-мансийской и ненецкой, восточных - селькупской. Эти группы сложились, по-видимому, в процессе изолированного развития (браки заключались по преимуществу в рамках групп) и различных этнических контактов, а также возможно разных, хотя и родственных, исходных культур (Соколова, 1975а. С. 210; 1990ж. С. 26, 79-80, 186-190).

Внутри этнографических групп выделяются территориальные, расселенные в замкнутых бассейнах обских и иртышских притоков (казымские, салымские, демьян ские и др.). Для территориальных групп также характерны компактная территория, самоназвание географического характера, свой диалект или говор, некоторое своеобразие культуры, довольно высокий уровень эндогамии (у казымских - 79%, у салымских - 87%, у демьянских - 74,5%). Различия между территориальными диалектными и говорными группами прослеживаются в основном на уровне языка (Соколова, 1990ж).

На этнокультурное развитие хантов оказали большое влияние их контакты с соседями: самодийцами и коми-зырянами на севере, татарами на юге, селькупами на юго-востоке, кетами на востоке, русскими - особенно на Оби и Иртыше, Конде, Туре, Тавде. Это проявилось в распространении среди хантов самодийского типа оленеводства и связанной с ним материальной культуры (тип чума, глухой одежды, обуви, нарт), у восточных - вариантов в устройстве чума, близкого кетскому, у южных - очагов татарского типа, а также у всех групп русского типа одежды, обуви, лодок, сетей, орудий труда, срубных домов и т.п. (Соколова, 1961; 1975а; 1981; 1982а; 1985; 1986г; 19876; Мартынова, 1998).

Цитируется по изд.: Народы Западной Сибири. Ханты, манси, селькупы, ненцы, энцы, нганасаны, кеты. М., 2005, с 63-64.

Этнос: