Когда в V веке редкие переселенцы из Ольстера прибывали через Северный пролив, который в самом узком месте между Ирландией и Шотландией имеет всего двенадцать миль, трудно было предсказать, что ирландским скоттам принадлежит будущее Шотландии, и сама страна будет названа их именем. Скотты были кельтским народом и состояли в дальнем родстве с туземным населением Британии, но в отличие от него использовали язык Гоидельской (Q-кельтской) ветви. Вначале миграция и расселение скоттов проходили мирно, так как пиктов, очевидно, не очень привлекала суровая природа запада, и многие земли там пустовали. Вождь скоттов Фергус Мор макЭрк (умер в 501 году) возглавий основной отряд переселенцев, которые образовали племенной союз Дал Риата в районе современного графства Аргайл. Дал Риата состояла из владений трех родов (cen • ёlа), названных в честь сыновей и преемников Фергуса Мора - Лорн, Гебрен и Энгус.
Военно-политическими центрами Дал Риаты были форты Данолли, Данэдд, Тарберт и Данэверти Их археологическое изучение дало весьма скромные результаты, как будто скотты не принесли с собой особой материальной культуры. С другой стороны, их письменные памятники более красноречивы, чем у других нардов Британии, и позволяют ближе взглянуть на организацию Дал Риаты. Исключительной ценностью обладает «Книга народа Албы» (Alba по-гэльски Британия, позднее - Шотландия). Кроме родословной вождей скоттов «Книга» излагает земельно-родовое устройство Дал Риаты и распределение среди ее частей военной повинности, проведенное дважды - в середине и конце VII века.
Три области королевства скоттов делились на округа, или селения, состоявшие из определенного числа "домов" или дворов (treb, tech) , которые были обязаны выставлять некоторое количество воинов. Первая перепись содержит цифровые данные в отношении как "домов", так и воинов; вторая перечисляет только "дома", причем их количество заметно возрастает, указывая на рост населения. Но и во втором случае военный контингент легко установить, исходя из первого соотношения. Вот показатели второй переписи: "Род Энгуса" - 430 "домов", 645 воинов; "Род Гебрена" - 560 и 1490; "Род Лорна" - 420 и 1120. Единица обложения, на которой построена эта система и которая очень долго сохранилась в гэльской Шотландии, - 20 "домов". В среднем "дом" выставлял двух-трех человек, а войско Дал Риаты в конце VII века насчитывало 3255 бойцов. Это по существу единственная точная цифра для оценки численности населения в ранний период. Если предположить, что в войско призывался каждый десятый, то жители Дал Риаты составляли около тридцати тысяч человек. Для морских походов предусматривалось создание флота. Каждые двадцать "домов" снаряжали по две галеры "с семью скамьями" и командами из четырнадцати гребцов и кормчего. Весь флот состоял из 141 галеры.
Области шотландской Дал Риаты походили на низшие территориальные образования древних ирландцев - tuatha (народ, племи) Каждая из них управлялась "королем" [ri) , а верховным правителем признавался король "Рода Гебрена". Скотты использовали своеобразный обычай замещения высшей власти (tanaisterig - второй после короля"): при жизни правителя из членов его семьи избирался преемник, чаще всего племянник или брат. Дал Риата продолжала существовать и в северной Ирландии, и оба родственных союза находились в тесном взаимодействии. Естественно, скотты принесли в Британию многие свои обычаи. Тем не менее слишком доверять этой преемственности опасно. По сравнению со своей прародиной "народ Албы" оказался в совершенно новой географической и политической среде, что не могло не вызвать расхождений. Уже в 575 году на съезде в Друм Кетте (Ольстер) ирландская и шотландская Дал Риаты размежевались, причем первая оказалась в подданстве у второй, а "Книга народа Албы" совсем не затрагивает ирландскую сторону. К XII веку наречие шотландских гэлов настолько удалилось от своего образца, что превратилось в отдельный язык. Общественно-политическое развитие Шотландского королевства с IX веке шло по пути централизации не в пример Ирландии с ее иерархией "королевств" и призрачной властью "верховного короля".
Скоттам Дал Риаты Британия во многом обязана распространением христианства и изысканной западно-кельтской культуры. В 563 году ирландец Колумба (521-597) заложил монастырь на маленьком острове Айона. Айонское аббатство стало одним из очагов кельтского монашеского движения, которое в VI - XI веках охватило всю Европу. Кельтские общины возникли во Франция (Сен Поль-де-Леон, Сен-Мало, Ванн, Люксей и др.), Испания (Бритония), Германии (Кельн, Регенсбург, Эрфурт), Швейцария (Санкт-Галлен), Австрии (Вена), Италии (Боббио) и даже в Киеве. Проповедники с Айоны крестили и северных пиктов, и англов Нортумбрии. Но кельтская церковь в Британии, отрезанная от континента морем и варварскими королевствами германцев разительно отличалась от римской по многим признакам организации и обрядности. Среди них: неприятие римской иерархий, преобладание черного духовенства над белым, отсутствие системы диоцезов (епископы у кельтов не имели областной юрисдикции и подчинялись аббатам), оригинальный способ вычисления пасхи по 84-летнему циклу, иная форма тонзуры у послушников и др. Хотя церковный собор 664 года в Уитби принес преимущество римско-католическому направлению , некоторые кельтские обряды продолжали жить и в IX - XII веках в учении килдейскоя секты (от сё • liDe - "слуги Господни").
Неписаный монашеский устав кельтов, древнейший в Европе, был весьма строгим. Монахи делились на "старших" (seniores) , руководивших службой, "младших" (juniores) , проходивших обучение перед принятием обета, и "братьев-работников" (fratresoperarii) . Айонский настоятель Адамнан (умер в 704 году) оставил самом красочное описание хозяйственной деятельности жителей Шотландии в раннее Средневековье. В "Житии Св. Колумбы" монахи осушают землю, сеют и жнут ячмень и овес, ловят рыбу, промышляют тюленей, разводят овец, коров, лошадей и пчел, валят лес, строят суда и здания, работают по дереву, камню и металлу. Кельтская церковь тех времен всецело отвечала евангельским идеалам простоты, нестяжания и близости к народу, во многом забытым позднее.
Важной особенностью политической истории Дал Риаты был союз церкви и королевской власти. В 574 году Эйдан мак Гебрен был возведен на престол и благословлен Колумбой на Айоне - первая известная церемония такого рода на Британских островах. Через год слово Колумбы предопределило исход съезда в Друм Кетте. В дальнейшем Айона осталась местом поклонения и усыпальницей королей Дал Риаты.
В конце VII - VIII веках Дал Риата пережила время раздробленного, междоусобиц и упадка (именно распад "родов" Дал Риаты положил начало развитию шотландской клановой системы), но в IX веке стремительно возродилась и взяла на себя объединение Шотландии.
Цитируется по изд.: Федосов Д. Рожденная в битвах. Шотландия до конца XIV века. М., 1996, с. 44-47.