Шеломова Татьяна. Карелы. Основные сведения.

Автоэтноним (самоназвание)

карьялайне: Карьялайне - общий автоэтноним для всех карелов.

лаппи: Самоназвание "лаппи" используется сегозерскими карелами.

ливгиляйне, ливвикёй: Самоназвание "ливгиляйне", "ливвикёй" используется ливвиками.

людилайне, лююдикёй: Самоназвание "людилайне, лююдикёй" используется людиками.

Основная территория расселения

Основная:
1. Республика Карелия - западные, южные, северные районы.
2. Тверская область - восточные и северо-восточные районы.
3. Ленинградская область: Бокситогорский, Лодейнопольский районы.
Проживают также: город Санкт-Петербург, Мурманская, Архангельская области.
8.06.1920 создана Карельская трудовая коммуна, которая 25.7.1923 г. преобразована в Карельскую Советскую Социалистическую республику, с 31.3.1940 Карело-Финская Советская Социалистическая республика), с 16.7.1956 г. Карельская Автономная Советская Социалистическая республика, с ноября 1991 г. Республика Карелия.

Численность

1835 г. – около 171,7 тыс. чел., в том числе
Архангельская и Олонецкая губернии (в границах территории современной Республики Карелия) - около 55, 1 тыс. чел.,
Тверская губерния - около 84,6 тыс. чел.

1897 г. - 208, 1 тыс. чел., в том числе
Архангельская и Олонецкая губернии (в границах территории современной Республики Карелия) - 76,8 тыс. чел.,
Тверская губерния - 117,7 тыс. чел.

1926 г. - 248,1 тыс. чел., в том числе
Карельская АССР - 99,7 тыс. чел.,
Тверская губерния - 140,6 тыс. чел.

1939 г. - 249,9 тыс. чел., в том числе
Карельская АССР - 108,6 тыс. чел.,
Калининская область - 120,0 тыс. чел.

1959 г. - 167,3 тыс. чел., в том числе
Карельская АССР - 85,5 тыс. чел.,
Калининская область - 59,1 тыс. чел.

1970 г. - 146,1 тыс. чел., в том числе
Карельская АССР - 84,2 тыс. чел.,
Калининская область - 38,1 тыс. чел.

1979 г. - 138,4 тыс. чел., в том числе
Карельская АССР - 81,3 тыс. чел.,
Калининская область - 30,4 тыс. чел.

1989 г. - 124,7 тыс. чел., в том числе
Карельская АССР - 78,9 тыс. чел.,
Калининская область - 23,2 тыс. чел.

Этнические и этнографические группы

Собственно карелы - средняя и северная часть Карелии.
Сегозерские карелы - центральная часть Карелии.
Ливвики – юго-западная часть Карелии.
Людики - южная часть Карелии.
Тверские (верхневолжские) карелы - восточные и северо-восточные районы Тверской области.
Тихвинские карелы - Бокситогорский район Ленинградской области

Язык

карельский: Карельский язык относится к прибалтийско-финской ветви финно-угорской семьи уральских языков (Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990). Отечественные языковеды выделяют 3 диалекта (наречия): собственно карельский, ливвиковский, людиковский, имеющие заметные отличия и ряд говоров. Финские исследователи считают эти диалекты самостоятельными языками, при этом в карельском языке выделяют северный и южный диалекты.
В 1820 г. выполнен перевод Евангелия от Матвея на карельский язык. В 1887 г. опубликован букварь на одном из говоров тверских карел. Для этих изданий использовался русский алфавит. До 1930-х гг. карельский язык использовался преимущественно в быту. В 1930 г. был утверждён карельский алфавит на латинской основе, использовавшийся тверскими карелами до 1937 г.: велось обучение в начальной школе, издавались газеты, выпускались книги.
С конца 1980-х гг. вводится изучение карельского языка в младших классах школ на территории проживания тверских карел и карел на территории Карелии. Изданы учебники, словари. С начала 1990-х гг. в Карелии издаются еженедельные газеты на собственно карельском “Vienan viesti” (“Вестник Беломорья”) и ливвиковском диалектах “Oma mua” (“Родная земля”), публикуются материалы в журнале “Carelia”, ведутся радиовещание и телепередачи. Издаются книги карельских писателей, христианская литература. Богослужение осуществляется на русском языке (см. также раздел Письменность).

Писменность

Первым памятником карельской письменности является берестяная грамота начала XIII в., обнаруженная при археологических исследованиях Новгорода (№ 292). Имеются записи карельских слов, а также заговоров на людиковском диалекте XVII - начала XVIII вв. В XIX в. издано несколько книг религиозного содержания на собственно карельском и ливвиковском диалектах на киррилической основе. В 1930-1937 гг. тверские карелы имели письменность на латинской основе. В конце 1930-х гг. была создана письменность единая для всех карел Карельской АССР с использованием русской графики. Игнорирование диалектных различий привёло к трудностям в использовании созданной письменности, а политические причины (создание Карело-Финской ССР) повлекли отказ от неё. В конце 1980-х гг. стала создаваться письменность на всех диалектах карельского языка с использованием латинской графической основы (см. также раздел Язык).

Религия

Православие: Верующие карелы - православные христиане. После церковного раскола середины XVII в. значительные группы карелы стали приверженцами старообрядчества.

Этногенез и этническая история

Предки карел в I тыс. н.э. занимали территорию к северу и северо-западу от Ладожского озера, включая район Сайменских озёр. К началу II тыс. н.э. здесь сформировалось племенное объединение корела с центром в г. Корела (ныне г. Приозерск Ленинградской обл.).
С XI в. начинается продвижение части корелы на Олонецкий перешеек, где они вступают во взаимодействие с отдельными группами веси. Складываются южнокарельские этнографические группы ливвиков и людиков. С этого же времени начинается освоение территорий современной средней и северной Карелии, где предки карел встретились с саамами. Часть саамов была ассимилирована, оставшиеся оттеснены к XVIII в. на Кольский полуостров.
В XII в. карелы вовлекаются в орбиту влияния Новгородского государства. В XIII в. они принимают православие. В 1478 г., после присоединения к Москве Новгородской земли, карельская территория входит в состав Русского государства.
По Столбовскому миру 1617 г. Россия уступила Швеции территории западного и северо-западного Приладожья, населённые карелами. С этого времени до начала XVIII в. из-за политики религиозного, национального и социального угнетения, проводимой Шведским государством на приобретённых землях по отношению к местному православному населению, значительная часть карел переселилось во внутренние области России. Часть оставшихся на территории Приладожья карел перешла в лютеранство и приняла участие в формировании финского этноса. Карелы-переселенцы обосновались на русских землях, опустевших в начале XVII в. В местах компактного поселения образовались локальные группы тверских (верхневолжских), валдайских, тихвинских и медынских карел.
Медынские карелы (Калужская губерния) были ассимилированы окружающим русским населением к концу XIX в., валдайские карелы, проживавшие в окрестностях Иверского монастыря - во второй четверти XX в.
В начале XX вв. карелы проживали на территории ряда уездов Архангельской, Олонецкой, Новгородской и Тверской губерний. В Архангельской и Олонецкой губерниях они являлись в основном государственными крестьянами, в Новгородской и Тверской губерниях - помещичьими. К началу XX в. группы валдайских и медынских карел были ассимилированы русским населением.
В 1920 г. на территории Карелии создаётся Карельская Трудовая Коммуна, которая в 1923 г. преобразуется в автономную республику в составе РСФСР. В 1940 г. на её основе была образована Карело-Финская ССР. В 1956 она ликвидируется, вместо неё вновь создаётся Карельская АССР, которая в 1991 г. преобразовается в Республику Карелия.
В конце 1928 г. в Ленинградской области были созданы карельские национальные сельсоветы, имвшие такой статус до 1937 г. На территории проживания тверских карел в 1937 - 1939 гг. существовал национальный округ.

Хозяйство

Основа традиционного хозяйства в XIX - начале ХХ вв. земледелие, основанное на сочетании трёхполья и подсеки. Подсобное значение имело животноводство, в том числе транспортное оленеводство (на севере Карелии). Важную роль в ряде районов играли охота и рыболовство, лесные промыслы: рубка, сплав и переработка древесины смолокурение, производство дёгтя.
Из ремёсел были развиты выплавка и обработка железа, изготовление ювелирных изделий, бондарное, ткацкое производства, вышивка, золотошвейное и жемчужное шитьё, вязание, плетение из соломы, бересты, резьба и роспись по дереву.
С XVIII в. значительные масштабы приобретает отходничество. В северной Карелии с 1830-х гг. налаживается торговля вразнос (коробейничество) с пограничными районами Финляндии.
В настоящее время значительная часть карел занята в различных отраслях промышленности (деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, машиностроении) и лесном хозяйстве. На селе основой жизнеобеспечения остаётся сельскохозяйственное производство, в основном животноводство молочного направления. Создана новая отрасль - пушное звероводство.

Традиционная одежда

Традиционный карельский костюм рубежа XIX-XX вв. близок к севернорусскому. Существовало 2 женских комплекса: с сарафаном и с юбкой. Первый состоял из холщовой рубахи (ratcina) и сарафана (kosto, sferezi, saraffana). Старинный косоклинный сарафан с широкими проймами был вытеснен “прямым” или “круглым” сарафаном на лямках (kosto) из шерстяных и хлопчатобумажных покупных тканей.
В Южной Карелии, преимущественно у ливвиков, вместо сарафана носили пару (puaru): юбку (dupku), сшитую из пяти-шести полотнищ, и кофту в талию (kazacku). Здесь же бытовала несшитая юбка (hurstut).
Наиболее архаичной одеждой была туникообразная рубаха. Её сменила одежда из двух частей: нижней — станушки (emust) из домотканого холста, верхней - рукавов (hiemat) — из более тонкой покупной ткани, чаще всего ситца. Особенностью севернокарельских женских рубах (pialishiemat) являлся разрез на спине.
Поверх сарафана или юбки повязывали передник (perednikka). На севере Карелии в состав женского костюма входил большой наплечный платок.
Головной убор девушек - повязка и платок (paikka), замужних женщин - повойники (sorokka, povoinikka), сверху - платки. Женские головные уборы богато украшались. Старинные кокошники ливвиков делались с поднизями из жемчуга (zemcugat).
Традиционный женский костюм бытовал до 1930-х гг., а у пожилых его элементы сохранялись до 1970-х гг.
Мужская традиционная одежда состояла из рубахи-косоворотки (paida) туникообразного покроя, подвязанной поясом (vyo). Рубаха носилась навыпуск поверх узких холщовых и суконных штанов (kyadat, puksut, stanit). Характерной особенностью являлось ношение шейных платков.
Головными уборами мужчин зимой были меховые или овчинные шапки; в тёплый сезон - самодельные валяные шляпы, покупные фуражки.
Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна. Ее шили из холста или сукна домашней выделки, из фабричных покупных тканей и меха. Чаще всего носили распашные кафтаны (kauhtanat), с застежкой на левую сторону и длинными рукавами. Повсеместно носили балахоны (balafonat) туникообразного покроя из грубого холста. Носили также шубы и тулупы из овчины. В конце XIX в. распространились пальто (palto),
Общими элементами одежды были вязаные и плетёные пояса, рукавицы, наголенники (чулки без следка).
Обувь — сапоги (kengat) делали из сыромятной кожи с мягкой цельной подошвой без каблука. Отличительной обувью северных карел были меховые сапоги с загнутыми носами. Использовалась валяная обувь. Носили также берестяные лапти (virzut). В настоящее время повсеместно распространена фабричная обувь.

Традиционные поселения и жилища

Карельские поселения на территории Карелии располагаются как правило на берегу водоёмов, у тверских карел встречаются также и селения на водоразделах.
Для южной части Карелии характерен гнездовой тип расселения, для северной - разбросанно-хуторской. Бытуют 3 формы поселений: беспорядочная, прибрежно-рядовая (с XVI-XVII вв.) и уличная (с XIX в.). Традиционный тип поселения - деревня, до XVII в. одно- и малодворная. Административные, торговые и религиозные функции выполняли погосты и сёла.
Традиционное жилище в XIX—XX вв. срубная изба (pirtti, pertti) на высоком подклете с двухэтажным крытым двором. До начала XX в. сохранялись курные избы. Жилище карел близко к севернорусскому. Его особенности — высокий сруб (14—21 венец), соединение под одной крышей жилого помещения и построек для скота. Связь избы с хозяйственными постройками разных видов: однорядная, охватная, или L-образная, Г-образная, расположение хозяйственных построек отдельно от двора. Дома обычно ставили без фундамента, фасадом на юг. У ливвиков сруб дома устраивали на врытых в землю столбах-сваях высотой около полуметра.
Жилище южных групп карел украшались резными деталями, декоративными балкончиками.
Особенности интерьера жилища относительно соседнего севернорусского населения: устье печи направлено к боковому фасаду, стол торцом к среднему окну фасадной стены, крытый вход в подполье, горница с более низким, чем в избе, потолком.
У северных карел рядом с устьем русской печи устраивался камелёк (pisi) — очаг с отдельным дымоходом для приготовления пищи и освещения.
Хозяйственные постройки — сарай, хлев, конюшня, рига, амбар ( иногда на столбах).
В местах охотничьего и рыболовного промысла, при лесозаготовках строились временные жилые постройки.

Пища

Основу питания в конце XIX - начале ХХ вв. составляли мучные и крупяные изделия. У большинства карел был распространен кислый хлеб, но на северо-западе пекли сухой пресный хлеб (loukkuleipa, reikaleipa), в виде лепешки 10—12 см толщиной с круглым отверстием в центре.
До настоящего времени продолжают печь пироги (piiruat) с начинкой из овощей, грибов, ягод, мяса и домашнее печенье. Любимым является пирог-рыбник (kalakurniekka, kurnikk), в который целиком или большими кусками запекается рыба. Из кислого теста пекут колобки (nalivk), из пресного — калитки (kalitat, sipainikkat) и сочни (sulcinat) с начинкой из пшенной или ячменной каши, картофельного пюре, толокна, а также оладьи (kakarat) и блины.
Из круп варят каши. В прошлом они являлись ритуальными блюдами. Так, жидкая ячменная каша на молоке ставилась в горшке на свадебный стол. Когда её съедали, горшок разбивали.
Основным овощным продуктом была репа, в начале ХХ в. её место заняли картофель и капуста. Дополняли рацион лук, морковь, редька.
На зиму засаливали грибы-волнушки. Трубчатые грибы сушили и использовали для приготовления супов. В больших количествах заготавливали ягоды: бруснику, клюкву. Морошку, чернику и другие ягоды собирали для варки варенья и киселя. Овсяный и ягодный кисели — обязательное блюдо на свадьбе и на поминках.
Большое значение в пищевом рационе занимала пресноводная рыба. Из свежей, сушеной и соленой рыбы готовили различные похлебки. В уху (kalarokka, uuha) мелкую рыбу клали в чешуе. На севере Карелии в уху добавляли сырое яйцо и муку. Употребляли в пищу рыбу, вареную в молоке (kalamaiossa), запеченную в сметане (zuarencu kala). Наряду с традиционными способами обработки рыбы, в ХХ в. её стали жаренить и коптить.
Мясо в конце XIX - начале ХХ вв. употребляли редко, во время выполнения тяжёлых работ. Большую роль играли молоко и молочные продукты.
Напитками служили репный квас, чай, на севере Карелии - кофе, иногда подсоленный. Ритуальный напиток - пиво.
В настоящее время пищевой рацион карел обогатился за счёт покупных продуктов. Продолжают готовить мучные и крупяные изделия: пироги, калитки, сочни, крупяные каши, многочисленны рыбные блюда. Сохраняется традиция заготовки ягод и грибов.

Социальная организация

До отмены крепостного права большая часть карел Архангельской и Олонецкой губерний являлась государственными крестьянами.
До начала ХХ в. в ряде районов сохранилась большая 3-4 поколенная семья (до 40 чел.), для которой было характерно совместное владение имуществом и коллективный труд. Права хозяина (izanda) могли ограничиваться только всеми взрослыми членами семьи. Существало равное право наследования для всех братьев.
Основная форма современной карельской семьи — малая семья, состоящая из двух-трех поколений, в городах она обычно состоит из родителей и одного ребёнка, в деревнях — из родителей и 2-3 детей.
Широко распространились, особенно с середины 1940-х гг., межнациональные браки между карелами и русскими или белорусами, особенно в поселках лесозаготовителей и городах.

Духовная культура и традиционные верования

Старшее поколение сохраняет представления о духах-хозяевах воды, леса, дома, хозяйственных построек. В прошлом к ним обращались с помощью колдуна-заклинателя tietaja. Функции языческих божеств были замещены христианскими святыми. Так верховный бог Укко в заклинаниях и поверьях заменялся святым Ильёй.
Семейные и календарные обряды карел конца XIX - начала XX вв. были близки севернорусским. Характерными являлись летние общественные праздники с жертвоприношениями животных. Особое место занимал праздник Kegrin paiva, завершавший уборку урожая.
Широко известен благодаря эпосу “Калевала” фольклор карел. Основу “Калевалы” составили эпические песни (руны), собранные финским исследователем Э. Лённротом. Карельский эпос формировался в основном в I-м тыс. н.э., но в нём имеются более древние, а также и поздние сюжеты. В эпосе отразились мировоззрение и религиозные представления предков прибалтийско-финских народов.
Большая часть рун была записана на северо-западе Карелии. Обычно руны исполнялись двумя певцами под сопровождение щипкового музыкального инструмента kandeleh, похожего на русские гусли.
Из эпических песен бытовали героические и исторические. Другие жанры поэтического творчества представлены лирическими, свадебными, шуточными, плясовыми песнями. На севере Карелии получили распространение короткие поэтические произведения – joigu, исполнявшиеся юношами.. В других районах в XIX в. появились под воздействием русских частушек рифмованные четверостишья (piirileiki laulut).
Для карел характерна развитая традиция обрядовой причети. На похороны и свадьбы приглашались специальные плачеи, исполнявшие импровизированные плачи.
Прозаические фольклорные произведения представлены историческими, топонимическими преданиями, легендами о кладах. Многочисленны различные сказки, малые формы фольклора (пословицы, поговорки, загадки). Оригинальны карельские танцы. Наибольшее распространение получили различные кадрили.
В настоящее время карельский фольклор оказывает заметное влияние на развитие профессиональной культуры Карелии.

Современные этнические процессы

Современная этническая ситуация у карел неоднозначна. Продолжается процесс культурной и языковой ассимиляции. Быстрыми темпами уменьшается численность тверских карел. Относительная доля карел в Республике Карелия неуклонно снижается. К 1989 г. здесь осталось всего 116 деревень с преобладающим карельским населением. Единственный район Республики Карелия, где карелы составляют большинство - Олонецкий. 61,2 % карел - городские жители, но лишь в Олонце они составляют более половины (56,4 %). В столице Карелии, городе Петрозаводске, карельское население составляет лишь 5,3 %.
Более половины российских карел (51,1 %) считают родным языком русский, карельским свободно владеют только 62,2 %. Неблагоприятна возрастная структура карельского населения. По переписи 1989 г. более 20 % карел имеют возраст старше 60-ти лет.
Предпринимаются усилия по сохранению и развитию карельской культуры. Большую работу ведёт созданный в 1989 г. “Союз карельского народа” (“Karjalan rahvaan liitto”).
В республике Карелия на ливвиковском и собственно карельском диалектах выпущена учебная литература, в ряде школ и вузах преподаётся карельский язык, издаются газеты, действуют фольклорные и профессиональные коллективы, возрождаются народные праздники.
В Тверской области создан Общества культуры тверских карел, в ноябре 1997 г. образована Тверская региональная национально-культурная автономия. В конце 1990-х гг. образовано Санкт-Петербургское областное культурно-национальное землячество Верхневолжских карел “Oma Randa” (Родной Край) (см. http://karelskiy.narod.ru).

Библиография и источники

Классические работы

  • Karjalan kirja I-II.//Porvoo-1910
  • Материальная культура карел (Карельская АССР): Этнографический очерк./Тароева Р.Ф.//Москва; Ленинград-1965
  • Происхождение карельского народа/Бубрих Д.В.//Петрозаводск-1947

Общие работы

  • Прибалтийско-финские народы : История и судьбы родств. народов.//Ювяскюля-199519-28, 261-431, 453-503
  • Карельский язык . М., 1993. С. 63 - 76./Рягоев В.Д.//Москва//Языки народов мира: Уральские языки-199363-76
  • Карелы СССР/Золотарев Д.А.//Ленинград-1930
  • Карелы Карельской АССР//Петрозаводск-1983
  • История карельского народа/Киркинен Х., Невалайнен П., Сихво Х.//Петрозаводск-1998
  • Древняя Корела/Кочкуркина С.И.//Ленинград-1982
  • Переселение карел в Россию в XVII в./Жербин А.С.//Петрозаводск-195679

Отдельные аспекты

  • Syntyma, lapsuus ja kuolema. Vienan Karjalan tapoja ja uskomuksia./Paulaharju S.//Porvoo-1924
  • Karjalainen talo/Paulaharju S.//Helsinki-1983
  • Kultarengas korvaan. Vienalaisia satuja ja legendoja. 1971./Virtaranta P.//Vammala-1971
  • Карельская кухня/Никольская Р.Ф.//Петрозаводск-1986
  • Тихвинский говор карельского языка/Рягоев В.Д.//Ленинград-1977
  • Традиционное жилище Межозерья. 1900 - 1960. Опыт сравнительно-статистического анализа 1986./Строгальщикова З.И.//Ленинград-1986
  • Карельская свадебная обрядность (конец XIX - начало ХХ в.)/Сурхаско Ю.Ю.//Ленинград-1977
  • Карельские причитания//Петрозаводск-1976
  • Карельский и ингерманландский фольклор в историческом освещении/Карху Э.Г.//Санкт-Петербург-1994
  • Карельские народные песни/Кершнер Л.М.//Москва-1962
  • Карельская народная песня. М., 1977./Кондратьева С.Н.//Москва-1977
  • Карельское народное искусство: Изобразительное творчество/Косменко А.П.//Петрозаводск-1977
  • Народные танцы Карелии/Мальми В.В.//Петрозаводск-1978
  • Народные игры Карелии/Мальми В.В.//Петрозаводск-1987

Отдельные региональные группы

  • http://topl.tversu.ru/karel/
  • Тихвинские карелы. Опыт изучения самосознания локальной этноконфессиональной группы // Историческая этнография: Русский Север и Ингерманландия: Межвузовский сборник./Фишман О.М., Цыпкин Д.О.//Санкт-Петербург-199773-84
  • Historical memory as a category of culture of Tikhvin Karelians. // Ingrians and Neighbours. Focus on the estern Baltic Sea region 1999. S. 213 - 226./Fishman O.M.//Helsinki//Studia Fennica Etnologica 5-1999213-226
  • Материальная культура и декоративно-прикладное искусство сегозерских карел//Ленинград-1981
  • История и культура тверских карел: перспективы развития: Материалы международной конференции.//Тверь-1997
  • Материалы по этнографии карел Калининской области/Маслова Г.С.// Советская этнография. № 2.-193679-100
  • Народный орнамент верхневолжских карел/Маслова Г.С.//Москва//Труды Института этнографии. Том 11.-1951
  • Очерки истории верхневолжских карел в XVI-XIX вв./Вершинский А.Н.//Москва//Исторический сборник. Том 4.-193573-105
  • Духовная культура сегозерских карел конца XIX - начала ХХ в.//Ленинград-1980

Публикация источников

  • Karjalan Kielen naytteita. 1: Tverin ja Novgorodin karjalaa. , 1932. XI./ Leskinen Eino//Helsinki//Suomalaisen kirjallisuuden seura..XI.-1932
  • Образцы карельской речи: Говоры Республики Карелии, тихвинских и тверских карел.//Йоэнсуу, Петрозаводск-1994
  • Образцы карельской речи (Тихвинский говор собственно карельского диалекта)/Рягоев В.Д.//Ленинград-1980
  • Образцы карельской речи: Калининские говоры./Макаров Г.Н.//Москва; Ленинград-1963
  • Образцы карельской речи: Говоры ливвиковского диалекта карельского языка./Макаров Г.Н., Рягоев В.Д.//Ленинград-1969
  • Образцы людиковской речи/Баранцев А.П.//Петрозаводск-1978

© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education

Этнос: