Мамаев М. М. , Османов М. О. Кубачинцы.

КУБАЧИНЦЫ (самоназв.: угбуган, угбугант и, уг'6уг), в Российской Федерации жители посёлка Кубачи Дахадаевского района в Дагестане (1900 чел., оценка). Живут также в городах Кавказа и Средней Азии (более 3 тыс, чел., оценка). Переписью нас, 1926 выделены как самостоятельный этнос (числ. 2371 чел,), в дальнейшем включались в состав даргинцев. Часть исследователей считает К. субэтнич. группой даргинцев, др. - самостоятельным этносом. Говорят на кубачинском диалекте даргинского языка. До 1928 К. пользовались общедаг. системой письма, т. н. аджамским письмом, на араб. графич. основе; с 1928 общедаргинская письменность - на лат., с 1938 на рус. графич. основе. Верующие К. - мусульмане-сунниты.

В историч. соч. К. известны с 6 в, как зирихгераны (перс. "кольчужники"), а с 15 в.- как кубачи (турец. "кольчужники"). В 5- 10 вв. Кубачи - центр Зирихгерана - одного из раннегосударственных образований Дагестана, игравшего активную роль в политич. жизни Сев.-Вост. Кавказа. В 6 в. зирихгеранцы стали данниками Ирана. В 738 - 739 Зирихгеран был покорен арабами и обложен ежегодной податью. В 13 в. он подвергся нашествию монголов. В 1396 войска Тимура вторглись в Кубачи, жители к-рого вынуждены были покориться и обязаны были поставлять завоевателю оружие (брони и кольчуги). В конце 13 - нач. 14 вв. К. приняли ислам. В 16- 17 вв. отстаивали независимость в борьбе с кайтагскими уцмиями и казикумухскими ханами. В 18 в. К. испытали нашествие войск Иран. завоевателя Надир-шаха. После присоединения Дагестана к России по Гюлистанскому договору 1813 сел. Кубачи вошло в состав Кайтаго-Табасаранского округа. С 1921 К. в составе Дагестанской АССР (в 1991 провозглашена Респ. Дагестан).

Осн. традиц. занятие К. - ремесло. Земледелие и скотоводство носили подсобный характер. Развитыми отраслями ремесла являлись металлообработка, резьба по камню и дереву, строительное дело, обработка кости. Жен. промыслами были ручное вязание, вышивка, ткачество (производство сукон), изготовление войлока и обуви из него.

Оформившихся цеховых организаций в сел. К. не было. Мастерство передавалось по наследству. Ведущая и высокоразвитая отрасль традиц. ремесла - металлообработка включала: 1) медно-чеканное дело - изготовление водоносных сосудов, ритуальной посуды, крышек к котлам; 2) литье бронзовых котлов, светильников; 3) изготовление художественно отделанного холодного и огнестрельного оружия; 4) изготовление разнообразных жен. украшений, предметов муж. костюма (пояса, газыри), деталей конского снаряжения. Изделия этих производств находили широкий сбыт далеко за пределами края. Высокой степени совершенства достигло в 13 - 15 вв. литье декорированных бронзовых котлов. В 14 - 15 вв. переживала расцвет резьба по камню и дереву. На каменных рельефах высекались сцены охоты, состязаний, борьбы животных, звериного гона, изображения животных и птиц, растит, и эпиграфич. орнамент. В 16 - 17 вв. оформились осн. типы кубачин. орнамента растительного стиля, широко применявшегося в разных видах нар. искусства. В 18 - 19 вв. получили широкое развитие изготовление холодного и огнестрельного оружия, отделанного серебром, резной костью, золотой насечкой, а также ювелирное иск-во, узорное вязание и золотошвейное дело. Кубачи стал крупнейшим на Кавказе центром изготовления лучших образцов оружия и ювелирных изделий. Со 2-й пол. 19 в. получило широкое развитие отходничество мастеров в города Кавказа. Среди К. выделялись хозяева златокузнечных мастерских, пользовавшиеся наемной рабочей силой, а также скупщики, ростовщики, антиквары. В кон. 19 - нач. 20 вв. высокого профес, мастерства достигли мастера Магомед Гасан-оглы, Уста Ибрагим, Гаджиабдулла Ибрагимов, чьи изделия экспонировались на выставках в Тифлисе, Петербурге, Париже, Лондоне, Константинополе, Тегеране и неоднократно удостаивались золотых и серебряных медалей. В 1924 в сел. К. была организована ювелирная артель, преобразованная в 1960 в Кубачинский художеств, комбинат, ставший крупным предприятием нар. художеств, промыслов Дагестана (780 мастеров и мастериц, из них - 230 надомниц по вязанию узорных носков). Комбинат выпускает разнообразные изделия из серебра, в т. ч, высокохудожеств. образцы - кувшины, вазы, кубки, сервизы, декоративные блюда, жен. украшения, к-рые удостаивались наград на многих отечеств, и зарубежных выставках (Брюссель - 1958, Монреаль - 1967, Осака - 1970 и др.). Ведущим мастерам, развивающим нац. традиции нар. искусства, присвоены почетные звания нар. художников России и Дагестана, многие - члены Союза художников России, награждены орденами и медалями, а Р. Алиханову, Г. Магомедову, А. Абдурахманову, Г. Кишеву и Г. Чабкаеву присуждена Государств, премия Рос. Фед. (1971). Коллекции изделий и памятников кубачин. иск-ва хранятся в крупнейших музеях России и заруб, стран - в ГИМе, Москва; Эрмитаже, Санкт-Петербург; Лувре, Париж; Музее Виктории и Альберта, Лондон; Метрополитен-музее, Нью-Йорк, и мн. др. Деятельность К. ныне вышла далеко за пределы их традиц. занятий. Среди нац. интеллигенции писатели (Абу-Бакар и др.), ученые, врачи, инженеры.

В быту К. в 19 - нач. 20 вв. сохранялось значение родственных групп - тухумов, состоявших из кровнород. семей (первоначально по отцов., позднее и по материн, линии). Тухум поддерживал обществ, и идеология. единство, а в хоз. отношении каждая родственная семья представляла самостоятельную единицу. Тухум был эндогамным, браки предпочитались внутри-тухумные. Заключение брака, развод, порядок раздела наследственного имущества определялись нормами шариата. Положение женщины было бесправное, ее поведение строго регламентировалось адатом и шариатом. Многоженство не получило распространения. Браки между двоюродными и троюродными братьями и сестрами не ограничивались и совершались по воле родителей. К. почти не заключали браки с представителями др. народов.

В обществ, жизни К. большое место занимали мужские союзы гулалла ак букун (союз неженатых), изобиловавшие сложными и разнородными, строго соблюдавшимися церемониями и обрядами.

Основу социальной организации К. составляла сел. община - джамаат, внутр. жизнь к-рой регулировалась нормами адата и шариата. Внутр. и внешние дела, суд. и исполнит, власть находилась в ведении особой орг-ции Чине из 7 чел. избираемой джамаатом на нар. сходе. Ей подчинялась воен. орг-ция Батирте, в функции к-рой входили охрана селения от внешних нападений, защита лесных, пастбищных и сенокосных угодий, скота. После введения адм. управления в сер. 19 в. значение Чине сошло на нет, но селение оставалось самоуправляющейся единицей. Кубачи - крупное горное селение (ши). При выборе места поселения учитывались четыре фактора: 1) максимальная экономия земли; 2) близость источников воды и угодий; 3) надежная оборона; 4) солнечная (южная) ориентация. По планировке и характеру застройки Кубачи - террасообразное (многоярусное) поселение с тесно и компактно застроенными кварталами и вертикальной зональностью. В планировке и общем арх. облике сел. Кубачи существ. изменения произошли с нач. 60-х гг. 20 в,, когда началось интенсивное стр-во по всем направлениям, куда позволяет рельеф местности.

Жилища К. - многокамерные, 3 - 4-х этажные, порою до 5 - 6 этажей, плоско-кровельные сооружения из камня. В самых нижних этажах располагались хлев, конюшня, на 2-м - сеновал, склад топлива, а в верхних этажах - жилье из мн. комнат, кладовые для продуктов, домашние мастерские златокузнецов. Своеобразием отличался интерьер жилой комнаты. На полу настилали ковры, В ср. части одной из стен находился пристенный очаг с орнаментированным дымарем. Вдоль др. стены располагались полки для разнообразной металлич. посуды местного производства и ближневосточ. происхождения (Египет, Иран, Ирак, Сирия). Др. две стены увешивались рядами медных подносов, фарфоровых и фаянсовых блюд керамич. центров Ирана, Китая, Сирии, Японии, России и европ. стран. Кубачин. интерьер со своеобразными домашними музеями сохраняется и ныне у большинства жителей селения, хотя жилище претерпело изменения (кровати, мебель, телевизоры и т. д., комнаты, кроме каминной, обставлены по-городскому).

Традиц. жен. одежда: платье-рубаха туникообразного покроя; парчовая шуба; с короткими рукавами (ныне вышла из употребления); головной убор чухта (квадратная повязка с нашитыми разноцветными лоскутами), каза (белая, обычно вышитая полотенцеобразная накидка-повязка), кате - шерстяной платок-накидка, белые войлочные сапоги (ныне вышли из употребления) и вязаные узорные носки. Свадебный наряд: платье из вост. парчи, вышитые золотыми и серебряными нитями "ка-зы", разл. украшения - серебряные цепочки на чухте, крупные золотые перстни, серебряные браслеты, нагрудные подвески, отделанные зернью, жемчугом и самоцветами. Муж. одежда общедагестан. типа: рубаха туникообразного покроя, прямые штаны, бешмет и черкеска, сафьяновые или войлочные сапоги, овчинные шубы и папахи. В комплекс одежды входили серебряный наборный пояс, кинжал и газыри к черкеске. Ныне нац. муж. одежда вытеснена общеевроп. одеждой городского типа.

Традиц. пища у К. в целом аналогична пище др. народов Дагестана, но имеет нек-рые особенности в способах приготовления блюд, их компонентах и наименованиях. Осн. продукты - зерно и мясо-молочные продукты. Распространенные блюда - хинкал из пшеничной и кукурузной муки, супы с фасолью, рисом, чечевицей, пироги и вареники с начинкой из мяса, творога, яиц, крапивы, картофеля, требухи, тыквы. Широко употребляются молочные продукты - молоко, масло, сыр, творог, молочные супы с рисом, лапшой, каши.

Духовная культура К. при общности ее с духовной культурой даргинцев и др. народов Дагестана имеет и специфич. черты, проявляющиеся в особенностях нар. обычаев, обрядов, традиц. верований, большом своеобразии быта и производств, деятельности. Особенности эти проявляются в нар. хореографии, музыке, фольклоре. Тщательно разработанные обрядовые и ритуальные танцы разных видов исполняли под музыку (зурна и барабан) члены мужских союзов во время проведения цикла "союза неженатых", а также на свадьбах. Кубачин. фольклор, типологически близкий фольклору даргинцев, имеет свои особенности, обусловленные характером осн. трудовой деятельности К. - мастеров - оружейников и ювелиров. Отмечаются новогодний праздник (по лунному календарю) - день весны и ежегодно в нач. мая праздник "хождение по воду от сглаза", сопровождающийся церемониальными шествиями, музыкой, танцами, весельем, сбором цветов. Вплоть до 20 в. у К. сохранялись традиционные доисламские верования, проявлявшиеся в обрядах вызывания солнца и дождя, почитании священных деревьев, культе орла и разл. животных, магич. обрядах лечения от сглаза, ношении разл. рода амулетов и талисманов.

М. М. Мамаев, М. О. Османов (Махачкала).

Народы России. Энциклопедия. Москва, Большая Россйиская Энциклопедия 1994

Этнос: