Аджиев Л. М., Ибрагимов М.-Р. А. Кумыки.

КУМЫКИ, къумукъ (самоназв.). Численность в Российской Федерации 277,2 тыс. чел., из них в Дагестане 231,8 тыс., в Чечене-Ингушетии 9,9 тыс., в Сев, Осетии 9,5 тыс. Общая числ. 282,2 тыс. чел. Коренное население Кумыкской равнины и предгорий Дагестана. Говорят на кумык, яз. (один из литературных языков Дагестана). Имеет диалекты: буйнакский, кайтагский, предгорный, терский, хасавюртовский. Лит. язык на основе хисавюртовского и буйнакского диалектов. Родным считают язык своей национальности 97,4% К. До 1928 пользовались общедагест. системой письма на араб. графич. основе (аджам), в 1928 - 1938 письменность на лат., с 1938 - на рус. графич. основе. Верующие - мусульмане-сунниты.

В формировании К. определенную роль сыграли племена киммерийцев (до нач. 7 в. дон, э.), скифов (8-3 вв. до н. э.), позднее - тюркоязычные племена (в т. ч. кыпчаки-половцы, передавшие аборигенам свой язык) и др. Первые упоминания этнонима К, встречаются у античных авторов Плиния Старшего (1 в. н, э.), Клавдия Птолемея (2 в, н, э.) и др. Окончательное формирование К. как этноса происходило в 12-13 вв. К 18-19 вв. на терр. расселения К, существовало неск. полит, образований: Тарковское шамхальство, Мехтулинское ханство, Эндиреевское, Костекское и Аксаевское владения, юж. К. входили в Кайтагское уцмийство. Особое место занимал Тарковский шамхал (шавхал), к-рого называли валием (т. е. владетелем) Дагестана, обладавший неограниченной властью. С 16 в. устанавливаются тесные торг, и дипломатич. отношения К. с Россией, к-рые усилились с постройкой Терского города (1589) в устье Терека. В нач. 17 в. Кумыкия была присоединена к России. После образования Дагестанской области (1860, центр - г. Темир-Хан-Шура) фактически ликвидируется полит, власть шамхала и ханов; вместо прежних владений были созданы округа: из Кайтагского уцмийства и Табасарана был образован Кайтаго-Табасаранский округ, из Тарковского шамхальства, Мехтулинского ханства и Присулакского наибства - Темир-Хан-Шуринский округ Дагестанской обл., на терр. Эндиреевского, Аксаевского и Костекского владений образуется Кумыкский (позднее - Хасавюртовский) округ Терской обл. К. составляли осн. нас. (более 60%) Темир-Хан-Шуринского и Хасавюртовского округов, а в Кайтаго-Табасаранском округе-ок. 15% населения. Во 2-й пол. 19 в, К. представляли собой относительно высококонсолидированный народ с развитыми этнич. признаками: распространением единого эндоэтнонима, регулярностью торгово-экономич. и культурных взаимосвязей и т. д. Процесс этнокультурной консолидации не устранил наличие этнографич. групп К. (буйнакские, каякентские, моздокские, хасавюртовские К.) и субэтносов (башлынцы, казанищенцы, эндиреевцы и др.), к-рые сохраняли специфич. черты в культуре, быту, фольклоре и т. д.

В кои. 19 в. выходят первые печатные книги на кумык, языке. Примерно с 17 в. по нач. 20 в. кумык, яз. служил языком межэтнич. общения на Сев.-Вост. Кавказе. Кумык, яз. был офиц. языком переписки с рус. царями, представителями рус. администрации; он изучался в гимназиях и училищах Владикавказа, Ставрополя, Моздока, Кизляра, Темир-Хан-Шуры и др. Из авар., даргин., лакских и рус, селений к К. в семью кунаков на 2- 3 года посылали 8-10-летних мальчиков, где они обучались кумык, языку.

С 1921 К, в составе Дагестанской АССР (с 1991 - Респ. Дагестан). В 1950-80-х годах крупномасштабные организованные переселения и стихийная миграция горцев на равнину привели к перенаселённости Кумыкской равнины и Приморской низменности, что обострило многие соц.-экономич. и нац. проблемы Дагестана. К. превратились в этнич. меньшинство, перед к-рым стояла проблема сохранения своего этнич. облика. Весной 1989 сформировалось кумык, народное движение "Тенглик", его осн. цели - провозглашение нац. суверенитета К., возрождение кумык, культуры, истории, языка и государственности в составе Федерации народов Дагестана. "Тенглик" сотрудничает с др. общественно-политич. оргциями и движениями Дагестана и Кавказа. Существуют др. общественно-политич. орг-ции К. ("Ватан", "Танг-Чолпан").

Ведущая отрасль х-ва - земледелие. К. знали трёхпольную систему земледелия с чередованием посева культур, приёмы искусственного орошения. Широко практиковалось поднятие пара. Зем. угодья были четырёх видов: пашни, сенокосы, леса и пастбища. Вторую по значению отрасль нар. х-ва составляло животноводство (кр. и мелкий рог, скот, лошади), развитию к-рого способствовало наличие хорошей кормовой базы. Скот использовался и в качестве тягловой силы, лошадь - преим. для верховой езды. Характерно было разведение буйволов. Животноводство отгонное, жители Нагорного Дагестана арендовали у К. зимние пастбища на равнине (кутаны), К. же пользовались летними пастбищами горцев на тех же арендных условиях. Эти отрегулированные многовековые традиции во многом способствовали сложению общности экономии, интересов дагестанцев, рациональному разделению труда, исключению межэтния. конфликтов на основе зем. притязаний. Благоприятные природные условия, близость к морю, наличие рек способствовали возникновению у К. рыболовства. Нек-рое значение в экономике имела добыча соли и нефти, к-рыми снабжалась также большая часть Нагорного Дагестана. В связи с разделением труда между равниной и горной частями Дагестана, а также сравнительно ранним распространением в Кумыкии рус. фабрично-заводских изделий, у К. рано свертываются отд. виды ремёсел. Вместе с тем многие отрасли домашнего произ-ва и ремесла продолжали играть важную роль: изготовление сукон и хл.-бум, тканей, обработка кожи, дерева, металла, камня, ковроткачество, гончарное производство, изготовление оружия и др. Через Кумыкию проходили важнейшие на Вост. Кавказе торг. пути, в частности - Великий шёлковый путь; Кумыкская равнина являлась осн. житницей для мн. районов Дагестана, что обусловило значит, роль торговли, У К. существовало довольно четкое половозрастное разделение труда: мужчины занимались уходом за мелким рогатым и рабочим скотом, их пастьбой, большинством полевых работ, заготовкой сена, дров и др.; женщины ухаживали за молочным скотом, но в осн. занимались домашним х-вом, уходом за домом, мн. домашними промыслами (шитье, ткачество и т. п.). С учетом этого разделения приучались к трудовой деятельности и дети. Обществ, мнение осуждало взрослых детей, если их престарелые родители занимались тяжелым физич. трудом.

Осн. тип поселения - селение (юрт, кент, авул). Существовал также хуторской тип поселений, к-рые обычно разрастались и превращались в селения, В результате многочисл. воен. событий периода арабо-хазарских войн, нашествия монголов. Кавказской войны и др. мн. кумык, поселения были уничтожены, но в большинстве своём в мирное время поселения восстанавливались. В период завоевания царской Россией и позднее на Кумыкской равнине были построены рус. крепости и селения. Сюда переселялись группы ногайцев, чеченцев, аварцев, даргинцев, образуя отд. поселения, или расселяясь в кумык. сёлах.

Жилище К. 3 осн. типов: 1) одноэтажное - на низком фундаменте; 2) полуто-раэтажное - на высоком каменном фундаменте; в последнее время такие дома строятся с большим подвальным помещением для хоз. целей; 3) двухэтажное. Недостаток природного строительного материала (камня, леса) и наличие земли способствовали преим. развитию у равнинных К. одноэтажного жилища; у предгорных К., наоборот, более капитальные здания встречались чаще. В доме состоятельного К. каждая комната имела свое назначение. Под кухню отводилось самое просторное помещение. Имелась спец. комната для гостей - кунацкая (знатные строили отдельное помещение во дворе). Одна комната отводилась для хранения продуктов, остальные служили спальнями.

Лёгкой нательной муж. одеждой была туникообразная рубаха и штаны. Поверх рубахи - бешмет, сшитый из темных (для зимы, для работы) и светлых (для лета) тканей. Бешмет постепенно стал заменяться Кавказ, рубахой. На бешмет или рубаху надевалась черкеска, которую шили из местных или привозных полусуконных, хл.-бум. материй, реже из белой верблюжьей шерсти. Зимой поверх бешмета или черкески надевалась овчинная шуба. Нарядные шубы шились из белых овчин молодых барашков. Богатые К. носили собольи, горностаевые, хорьковые, бобровые шубы из привозных рус. мехов. Верх. традиц. одежда - бурка. Муж. обувь отличалась разнообразием: вязаные носки из шерсти, сафьяновые лёгкие сапоги, чарыки, башмаки и галоши из сафьяна или тонкой кожи на толстой подошве. Головным убором К. была овчинная шапка, а также башлык, После присоединения Дагестана к России в кумык, среду стала проникать и привозная город, одежда европ. типа. В ср. века кумык, воины носили кольчугу, жел. или стальной шлем, жел. щит, колчан; в бою пользовались луком со стрелами, дротиком, саблей, особенно был распространен кинжал. В 17 в. К. использовали и огнестрельное оружие: плос-коствольное ружье, пистолет и пушку. Наряду с оружием местного произ-ва имело распространение турец., рус,, англ. оружие. Жен. одежда в большей степени, чем муж., имела много особенностей. Нательная одежда: ич гёлек и бюрюшме гёлек (длинные рубахи); поясная одежда - шаровары или широкие штаны. Верх, платье неск. видов: 1) ар-сар (распашное платье), 2) полша (не распашное платье), 3) къабалай (нарядное платье типа арсара). Зимой носили шубы. Жен. обувь: шерстяные носки, чувяки, башмаки, кожаные галоши. На голове кумычки носили повязку чуткъу (чохто), поверх чуткъу - шелковый, шерстяной, тюлевый или ситцевый платок. Платки разнообразные, выбирались с учётом возраста, обстановки (праздник, траур и т. д.). Украшением служили серебряные, украшенные филигранью или чеканкой, пряжки в форме длинных маленьких рыбок, пришивавшиеся к поясу платья; мелкие бляхи и всевозможные пуговицы, обычно серебряные, к-рые пришивали на рукава, пояс, грудной вырез платья и т. д.; широко распространены разл. виды золотых и серебряных браслетов, колец, серег, поясов, к-рые обычно украшались драгоценными камнями.

Блюда нац. кухни: хинкал, гьалпама (хинкал из кукурузной муки), шорпа (разл. супы-с фасолью, рисом, лапшой, крупой и др.), кюрзе, чуду, долма, плов, шашлык, яичница из взболтанных яиц, къувурма (бозбаш) - мясной соус, чилав (каша из риса, а также кукурузной или пшеничной крупы, сваренной на молоке или воде), тахана (жидкая каша из жареной на масле пшеничной муки) и многочисленные разновидности халвы и мн, др. Большим разнообразием отличались также пироги, хлеб, оладьи, калачи, варенья, напитки и др. Чай, кофе, какао, мн. спиртные напитки К. заимствованы.

Еще задолго до 19 в, кумыкский тухум (тайпа, къавум, джынс) претерпел глубокие изменения, хотя тухумные связи и в более поздний период продолжали играть значит, роль. В тухум входили только родственники по отцовской линии, начиная с третьего колена (обычно 100-150 человек), степень родства имела большое значение. Значит. роль играли и некровнородственные связи: аталычество (воспитание детей в чужом роду) и куначество.

Обществ, управление и суд К. регулировались нормами адата и шариата. Существовал третейский суд. Для решения общих дел обычно созывался сход мужчин.

В 19 в. осн. типом семьи у К. была малая семья, хотя кое-где сохранялись неразделенные семьи или семейные общины числ. до 25-30 чел. Все члены семьи подчинялись главе, к-рым, как правило, был мужчина старший по возрасту, опытный, умелый организатор, реже - старая женщина, тоже пользовавшаяся непререкаемым авторитетом; однако при решении важных вопросов осн. роль играл семейный совет, в к-рый входили все взрослые мужчины и нек-рые старшие опытные женщины.

Все имущество и продукты питания считались коллективной собственностью семьи. Собственность членов семьи состояла из имущества, перешедшего к ним по наследству и приобретенного общим трудом семьи. Личную собственность в основном имели женщины, и, как правило, она состояла из приданого. В случае раздела семьи личная собственность женщины не подвергалась дроблению. Если мужчина выступал инициатором развода, женщина получала все, что она привезла из родительского дома, и, кроме того, плату, полученную ею при вступлении в брак, Нек-рыми видами имущества (мельницей, в отд. случаях землей и т. д.) члены большой семьи продолжали владеть совместно и после ее раздела, соблюдая в пользовании ими очередность или деля доход. В отцовском доме чаще всего оставался младший из сыновей, ведя общее с родителями х-во. Развитие товарно-денежных отношений, крестьянская реформа привели к исчезновению больших семей.

Заключение брака и развод регламенгировались шариатом. Брак заключался в 15-16 лет и старше. За невесту платили калым, часть к-рого у К. шла в пользу родителей, другая часть - на покупку приданого. Кроме того, муж должен был платить гебингьакъ, обеспечивающий жену и детей на случай развода или смерти мужа. Обручение отмечалось в торжественной обстановке. Для скрепления принятых сторонами обязательств родителям невесты вручалась какая-нибудь ценная вещь - белги, Свадьбу К. отмечали торжественно, как правило, с приглашением всех одно-сельчан. Жених находился в доме близкого друга, где тоже происходили торжества, но в более узком кругу.

Суровость нравов, аскетический, "спартанский" образ жизни традиционно не позволяли мужчине принимать участие в воспитании малолетних детей, проявлять родительские чувства. Воспитанием ребенка занималась женщина, хотя при посторонних и она не должна была его ласкать, проявлять свои чувства. Воспитание мальчиков и девочек различалось: мальчику внушалось, что он призван в будущем защищать близких, занимать независимое положение в семье и обществе, стать хорошим работником в поле и т. д.; в девочке, наоборот, воспитывался покладистый характер, она приучалась к ходу за ребенком, к работе по дому,

С 8-12 вв. среди К. утвердился ислам. До этого определённое распротранение получило христианство, а в среде соц. верхушки Хазарии-иудаизм. Традиц. верования у К. сохранились относительно плохо. Однако фильклорно-этнографич. материал позволяет говорить о поклонении кумык. племен верховному богу Тенгири, божествам и духам Солнца, Луны, Земли, Воды и т. д. Сохранились былички, обрядовые песни о демонологич. существах. Широкое распространение среди К. получила мусульман, мифология, к-рая частично напластовалась на традиционные верования и трансформировала их.

Нар. лекари применяли растения, использовали кровопускание, массаж, компрессы и др. Применялись и "магические приемы", восходящие к глубокой древности,

Значит, уровня у К. достигло орнаментальное искусство (резьба по дереву, лепка из глины для оформления ниш, проемов, карнизов, каминов и др.). Оружие (кинжалы, пистолеты, сабли, ружья) украшались золотой или серебряной оправой. Жен. одежда (прежде всего девочек и девушек) орнаментировалась золотыми или серебряными галунами, искусно исполненными позолоченными нагрудниками или кружевами. Сохранились памятники кумык, фольклора [героический эпос: песни (йыр) о Минкюллю, о Карткожаке и Максуман, "Йыр о Джаватбие" и др.; календарно-обрядовая поэзия: песни вызывания дождя (Земире, Сюткъатын и др.), встречи осени (Гюдюрбай, Гьюссемей и т. д.), весны (Навруз) и др.; семейно-обрядовая поэзия - свадебные песни, причитания и др.]. Среди героико-историч. песен популярны йыры о батырах Айгази, Абдулле, Эльдаруше и др., о героях антиколон, и антифеод, борьбы в 19 в., о вольнолюбивых казаках-дружинниках и др. Популярны в народе такмаки и сарыны (четверостишия-состязания), любовные (ашугские), юмористич. и др. йыры, а также пословицы, поговорки, загадки и др. Кумык, танец, имеющий около 20 вариантов, относится к типу лезгинки. Совершенства .достигло и песенное исполнительское иск-во, в особенности муж, многоголосый (бурдонирующий) хор. Танцы и .песни сопровождаются аккомпанементом кумуза, гармоники, реже - зурны и др.; на этих же инструментах исполняются и сольные наигрыши.

Кумыкская литература начала развиваться в 14-15 вв., однако своего значит. развития достигла в кон. 18-19 вв. (поэты А. Какашуринский, Иырчи Казак, М, Османов). Просветительская и революционно-демократич. лит-ра К. представлена 3. и Н. Батырмурзаевыми, К. Джамалдином, Т.Б. Бейбулатовым, А. Акаевым, А. Дадавом и др. Среди совр. писателей А.-П. Салаватов, Ю. Гереев, А. Магомедов, Б. Астемиров, А. Акавов, А. Аджиев, А.-В. Сулейманов, А. Анджаматов, И. Керимов, М.С. Яхьяев, М. Атабаев и др., выходец из Кумыкии поэт Арсений Тарковский). Кумык. театр - первый из нац. театров Дагестана (создан в 1930), на его сцене :играли выдающиеся Дагестан, актёры Б. Мурадова, А. Курумов, Т. Гаджиев, Т. Рустамов и др. В развитие Дагестан. киноискусства значит, вклад вносит И. Казиев. Среди мастеров исполнительского искусства большую популярность заслужили Т. Мурадов, И. Баталбекова, 3. Алескендеров, Б. Ибрагимова и др.

Л. М. Аджиев, М.-Р. А. Ибрагимов (Махачкала).

Народы России. Энциклопедия. Москва, Большая Россйиская Энциклопедия 1994

Этнос: