Латгалы (latgaļi, letgaļi, letgoļi, lotgoļi) – древнебалтское племя, позже вошедшее в состав нынешнего латышского народа и давшее имя этому народу, а также стране Латвии. Слово является составным и вклюяает два корня: «лат» (о нем см. «латвиеши») и корень «гал, гол» (край, область), т.е. слово «латгалы» означает: жители края Латы.
В русской Повести временных лет («Несторовской летописи») 11-го и 12-го веков латгалы называются «летьгола» и «лђтьгола»; в латиноязычной Индриковской (Генриковской) хронике 13-го века: «Lethigalli», «Letigalli» и «Lethi», в Новгородской хронике 13-го века также: «Лотыгола» (где «ы» соответствует появившемуся уже в самоназвании звуку «в»).
Несмотря на то, что от наименования латгалов происходит современное название Латвии, сами они пришли на территорию теперешней Латвии в 9-м – 10-м веках, отступая под давлением славян вдоль Даугавы (Западной Двины) с ранее занимаемых ими земель в теперешней Белоруссии и приграничных областях России. Прибыв на территорию нынешней Латвии, они оттеснили другие балтские племена (в первую очередь селов – см. селы) и, в особенности, ливов (см. ливы) и эстонцев, ожесточенная война с которыми продолжалась весь период, предшествовавший немецкому завоеванию Ливонии, и способствовала этому завоеванию.
Основными государственными образованиями (княжествами) латгалов перед немецким вторжением были Ерсика (Gerzika, Gercike, Gerceke), Талава (Толова), Кокнесе (Кукейнос) и Атзеле (см. карту при статье «латыши»). В немецко-латинских хрониках времен завоевания правитель Ерсики Висвалдис (Vissewalde, Wiscewolodus) единственным из местных правителей именуется Rex (король), и свою власть он получил по наследству от предков. Висвалдис был православным князем, по отцовской линии он происходил из Полоцких Князей и приходился им родственником; в русских и польских источниках он именуется Всеволодом. Но по женской линии его предками очевидно были латгалы; он родился в населенной латгалами территории, вырос в окружении латгалов, и «рабочим» языком его двора, видимо, был латгальский (латышский), раз в немецких хрониках он появляется как Висвалдис (Vissewalde). Он был женат на дочери литовского князя Даугерута, и на войне всю жизнь выступал союзником литовцев – как против немцев, так и против русских. Проиграв войну с немцами, он стал их вассалом (1209) и выдал свою дочь за немецкого рыцаря.
Расселение племен и государственные образования на территории нынешней Латвии ок. 1200 г. (в начале вторжения крестоносцев).
курши
земгалы
ливы
латгалы
селы
Карта из Латвийской Советской энциклопедии (1984).
Княжеством Талавы в это время правил Таливалдис с сыновьями, и им подчинялась также земля Атзеле (иначе называемая Pī Tālova – придаток Талавы: от этого название современного города Пыталово, находящегося на территории бывшей Атзеле).
После немецкого завоевания (13-й век) латгалы составляли основное население юго-восточной части Ливонии (т.е. восточной части современной Латвии). Во время
Ливонской войны (1558 – 1583) и вторжения войск Ивана Грозного ливонские власти обратились за помощью к Польше, Дании и Швеции. В результате в 1561 году было образовано Задвинское герцогство, подчинявшееся непосредственно польскому королю и управляемое назначенным им губернатором. Это герцогство охватывало все населенные к тому времени латгалами земли, и в этом герцогстве латгалы составляли большинство населения.
Польско-шведская война (1600 – 1629) закончилась Альтмаркским перемирием (1629), по которому Задвинское герцогство было разделено на две части по реке Айвиексте: западная часть отошла к Швеции как Лифляндия, а восточная часть осталась Польше под названием «Инфлянты». Тем самым латгалы как этнос были расколоты на две ветви, дальнейшие пути которых резко разошлись.
Западные латгалы под властью шведов были окончательно обращены в лютеранство (Реформация началась еще в ливонское время, но в Задвинском герцогстве при поляках шла рекатолизация). Западные латгалы все больше слились с куршами, земгалами и селами (см. курши, земгалы, селы) и стали рассматриваться как часть единого латышского народа. В это время (17-й век) был образован латышский литературный язык (переводами отдельных религиозных текстов, а потом и всей Библии). Литературный язык был образован на основе земгальского диалекта, и остальные племена (в том числе западные латгалы) по мере приобщения к общелатышской письменной культуре утрачивали особенности своей речи и самобытности. Уже к середине 19-го века (во время т.н. Атмоды – «Пробуждения» латышского народа) западные латгалы не представлялись как нечто отличающееся от других латышей (куршей, земгалов, селов), а к началу 20-го века практически полностью перешли на литературный язык, оставив свой диалект.
Восточные латгалы, напротив, под властью поляков были окончательно возвращены в католичество, полностью сохранили свой диалект, и вплоть до образования независимого Латвийского государства в 1918 году почти не имели связей с потомками других латышских племен. Их обособленность к началу 20-го века достигла такой глубины, что можно было сомневаться – принадлежат ли они к латышскому народу или же представляют собой самостоятельный народ; является ли их язык (очень глубоким) диалектом латышского языка или это отдельный язык. Восточные латгалы стали латгальцами (см. латгальцы).
Валдис Эгле