Литовцы и латыши.
Иллюстрированная энциклопедия народов России. СПб, 1877.
Латыши, латвиеши (самоназв., восходит к имени латгалов), народ, осн. нас. Латвии (1390 тыс. чел.). Живут также в Рос. Федерации (46,8 тыс. чел.), Литве, Эстонии, Белоруссии, США, Канаде, Австралии и др. Общая числ. 1540 тыс. чел. Говорят на латышском яз. балтекой группы индоевроп. семьи. Диалекты: среднелатышский, верхнелатышский, или латгальский, и ливонский. Лит. яз. на осн. среднелатыш. диалекта. Письменность с кон. 16 в. на лат. графич. основе. Верующие Л,— в оси. протестанты (гл. обр. лютеране), в Латгалии - католики.
Предками Л. были балтекие племена, поселившиеся на терр. Латвии в 3-2-м тыс. до н.э. В нач. 1-го тыс. н.э. сформировались близкие в культурном отношении этнич. образования: на побережье Балт. моря - курши, севернее р. Даугава — латгалы, в басе. р. Лиелупе — земга-лы, в юго-вост. Латвии - селы. В 10-12 вв. на землях латгалов возникают первые гос. образования - княжества Та-лава, Ерсика и Кокнесе. С кон. 12 в. началась нем. колонизация Латвии, завершившаяся включением ее в земли Ливонского ордена и других нем. княжеств. На терр. Латвии распространилось католичество, с 1-й пол. 16 в.- протестантизм. В 1561 большая часть Латвии стала зависимой от Вел. княжества Литовского, позднее - Речи Посполитой. В 1629 зап. часть отошла к Швеции. В 18 в. в результате Северной войны и разделов Польши 1772 и 1795 Латвия включена в состав Рос. империи. В сер. 19 в. на осн. среднелатыш. диалекта сложился лит. яз. В 1920 Латвия получила независимость (в 1940-90 - Латв. ССР в составе СССР). В 1990 ВС Латвии принял Декларацию о её независимости.
Традиц. занятия - земледелие (рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха, конопля, бобовые, картофель, в Латгалии - лён) и животноводство (кр. рог. молочный скот, овцы, свиньи, лошади), на побережье -рыболовство. Традиц. ремёсла - обработка дерева, колеи, металла, янтаря, ткачество. У Л. различных областей - Латгалии, Курземе, Видземе, Земгалии и др. сохраняются особенности в культуре. Традиц. поселения - однодворки (виенсетас), на В.- деревни рядовой и уличиой планировки (циемс, саджа). Расположение построек усадьбы (жилой дом - истаба, хоз. постройки - клеть, рига, хлев, баня) в разл. р-нах различно. Осн. тип традиц. жилища - сруб на фундаменте из дикого камня. Крыши двускатные (в Вид-земе и Курземе - и четырёхскатные), из соломы, тростника или дранки. Жилые помещения располагались по обе стороны сеней (иамс) с кухней. Латгальская иста-6а, близкая к русской и белорусской курной избе, имеет вид двух самостоятельных срубов с русской печыо, соединённых холодными сенями (синцес). В 1920-30-х гг. распространились многокамерные сел. дома типа коттеджей. В кон. 1940-х гг. началось переселение Л. с хуторов в посёлки, местонахождение к-рых в осн. совпадало с бывшими волостными центрами.
Традиц. жен. костюм - длинная туникообразная рубаха, полосатая или клетчатая юбка, наплечная накидка (виллайне). Имелись местные различия в покрое, расцветке и украшении одежды. В Видземе рубахи украшались мережкой, накидки - белые, головной убор девушек — красный венок, расшитый бисером, замужних - белый вышитый чепец. В Земгалии рубаха украшалась белой вышивкой, юбка - особым браным («цветочным») узором, накидка - богатым тканым узором; на голове носили шёлковый платок, завязывавшийся у девушек сзади, у замужних -под подбородком; девушки также носили металлич. венки, замужние женщины -тюлевые чепцы. Курземский костюм (сохранялся дольше других, вплоть до сер. 20 в.) отличался металлич. поясами, ярко-синими накидками с металлич. украшениями, пряжками-сактами. На голове носили металлич. или тканые на твёрдом каркасе вышитые бисером венки. Латгальский костюм состоял из рубахи с красным браным или вышитым узором, клетчатой (на С— белой) юбки, белой накидки с сине-зелёной вышивкой, льняного наплечного покрывала (спатене). Головной убор девушек - красный вышитый бисером венок, замужних — полотенчатый. Аугшземский костюм отд. чертами сходен с латгальским, видземским и земгальским: рубаха с прямыми поликами (в отличие от других латыш, жен. рубах) украшалась красной вышивкой, юбка — клетчатая или в светлую полоску, головной убор - полотенчатый (наматс), по праздникам надевали передник.
Муж. одежда более однообразна, состояла из кафтана (белого, серого или синего), штанов (одного цвета с кафтаном или клетчатых), рубахи, пояса, шарфа, шапки, перчаток. Штаны заправлялись в носки с цветным отворотом, обувь - сапоги или постолы. По праздникам обязательно надевалась чёрная или серая шляпа — ратене. И муж. и жен. рубахи скалывались у ворота металлич. пряжкой. Со 2-й пол. 19 в. традиц. костюм начал выходить из употребления.
Традиц. пища — мука, крупы, горох, бобы. Хлеб пекли кислый, в осн. из ржаной муки. Из толчёного конопляного семени готовили т.н. молоко, служившее приправой к картофелю и кашам. Традиц. блюда - похлёбки из круп (путра) и овощей (капости), каши, клёцки из гороха или бобов, в праздники - пироги со шпигом, печенье, мясные блюда (напр., на Рождество и Новый год - свиная голова с кислой капустой, на Пасху -яйца и студень), на Иванов день (Ли-го) - «янов сыр» из творога. Традиц. напитки - сбитень из ржаной муки, ячменное пиво, берёзовый и кленовый соки.
Семья малая патрилинейная. Обычно хозяйство переходило к старшему сыну, остальные наследники получали свою долю деньгами, на которые обучались ремеслу, получали образование, уходили на заработки в города или в батраки. Было распространено примачество.
Наиб, развитые виды прикладного иск-ва - художеств, ткачество, вышивка, вязание, плетение, резьба по дереву, производство керамических изделий, обработка металла, янтаря, тиснение по коже. Устное нар. творчество включает сказки, предания, анекдоты, загадки, пословицы, поговорки. Богат песенный фольклор - дайны (песни трудовые, сатирич., бытовые, календарные и др.).Осн. муз. инструменты - коклс (тип гуслей), смуйгас (волынка), скрипка, свирель и др. Нар. песни являются важнейшей частью репертуара регулярно проводимых с 1873 праздников песни.
Использованы материалы кн.: Народы и религии мира. Энциклопедия. Москва, Большая Российская Энциклопедия 2000.