Монголы, монголоязычные народы, группа народов, говорящих на монгольских языках алтайской семьи: халха, ойраты и др. (собирательно монголы) в Республике Монголия, баоань, дунсян, дауры, барга, монгоры и собственно монголы в КНР, моголы в Афганистане, буряты и калмыки в России. Численность монголов в Республике Монголия — свыше 2 млн. (1989, перепись), в КНР — 5,24 млн. человек. Говорят на монгольских языках, которые делятся на группы, диалекты и говоры. Письменность в Республике Монголия с 1945 на основе кириллицы, в КНР — так называемая старомонгольская письменность на основе графики, заимствованной у уйгуров (XIII век). С 1990 в Республике Монголия предпринимаются попытки возродить старомонгольскую письменность.
К числу протомонгольских этносов, вероятно, относятся дун-ху, сяньби, хи и шивэй (упоминаемые древнекитайскими источниками), которые вступали в контакт с тюркскими и тунгусо-маньчжурскими племенами. Этноним монголы, возможно, топонимического происхождения, впервые встречается в форме мэн-гу, мэн-ва, мэн-гу-ли в китайских хрониках VII—X веков. В XIII веке часть племён, обитавших на территориях современной Республики Монголия и северо-восточного Китая, объединилась под властью Чингисхана и подчинила себе ряд соседних племенных союзов и государственных образований (киданей, уйгуров, кипчаков, тангутов, меркитов, найманов и др.), положив начало монгольской этнической общности. В XV веке монголоязычные народы разделились на западную и восточную группы; в XVI веке восточная группа распалась на северную и южную. Северные монголы, населявшие территорию Республики Монголия с XVI века, стали называться халха (ныне их потомки составляют более 80% населения). Южные монголы, населявшие районы Внутренней Монголии, влились в состав монголов КНР. Западные монголы (ойраты) образовали в XVII — середине XVIII вв. Джунгарское ханство; их потомки частично вошли в состав монголов Республики Монголия, КНР и калмыков России.
Материальная и духовная культура всех монголов в основном одинакова. Традиционное занятие — кочевое скотоводство: уже много веков стадо монгольских кочевников включает "пять видов скота" — лошади, овцы, козы, верблюды, крупный рогатый скот (коровы, яки, сарлаки), обеспечивавшие монголов всем необходимым для жилья, одежды, питания.
Традиционные поселения: временные — круглые в плане или вытянутые с востока на запад; постоянные — прямоугольной планировки, делятся на кварталы; юрты и хозяйственные постройки, окружённые забором (хашаны), тесно примыкают друг к другу, выходят на улицы глухими стенами. Жилище — разборная переносная юрта; деревянный остов покрыт войлочными кошмами; выход, как правило, обращён на юг, северная часть юрты — для гостей, восточная — женская, западная — мужская.
Традиционная мужская и женская одежда халатообразного покроя, летняя — на тонкой подкладке, зимняя подбивается мехом или простёгивается с шерстяной подкладкой. Халат (дэли) запахивается слева направо, застёгивается у ворота и на правом боку, перепоясывается многометровым шёлковым поясом. Пазуха служит карманом; длинные обшлага рукавов заменяют рукавицы; под халатом — штаны и рубаха. Праздничную одежду шили из шёлка, она дополнялась безрукавкой. Головные уборы отличались по форме и материалу у различных этнических и социальных групп. Мужчины носили поясной набор: нож, огниво, табакерку в специальном футляре, женщины — украшения из серебра, кораллов, бирюзы (головные, налобные, нагрудные, вплетающиеся в косы, браслеты, кольца). Обувь — сапоги (гутулы) с загнутыми вверх носами из прочной кожи на толстой подошве, в них вкладывался войлочный чулок.
Традиционная пища — мясо (в основном баранина, реже говядина или конина), которое едят слабопроваренным, с соусом в виде наваристого, густо посоленного бульона; запасая мясо впрок, его вялят на солнце, коптят, делaют мясную муку; едят варенные на пару и жаренные в кипящем жиру пирожки, суп с лапшой и овощами (картофель, капуста, репа) и др. Разнообразны молочные продукты — мягкие сыры, сухой творог, пенки, масло; напитки — чай с молоком, иногда с солью, поджаренной мукой, маслом, пенками, кислое коровье молоко, кумыс из кобыльего, в гобийских районах — из верблюжьего молока, молочная водка (архи). Едят также дичь, рыбу, дикие злаки, чеснок, ревень, лук, ягоды, изредка грибы.
Буддизм проник к монголам в конце XII — начале XIII вв., но в форме школы гелугпа утвердился лишь с конца XVI — начала XVII вв. К началу XX века в Монголии действовало более 700 больших и малых монастырей, храмов, часовен. В период социализма традиционная, в том числе буддийская, культура страны практически была разрушена. С 1990 началось её возрождение. Вплоть до середины XX века в некоторых районах существовало шаманство. У монголов богатый фольклор, в том числе героический эпос (монгольский "Гэсэр", ойратский "Джангар"), разнообразное музыкальное творчество (протяжные песни, горловое пение, инструментальная музыка).
Монголы Республики Монголия сложились в нацию, ядро которой составляют халха. Практически слились с халха дариганга, хотогойты, сартулы, узумчины, хорчины, чахары и другие субэтнические группы. Консолидируются с халха проживающие в западных районах РМ и ещё сохраняющие отличия в языке и культуре дэрбэты, баяты, захчины, олёты, торгуты, мингаты, а также немонгольские по происхождению хамниганы, тюркоязычные в прошлом хотоны и др. Язык халха лёг в основу современного монгольского литературного языка. После революции 1921 в Монголии были заложены основы тяжёлой и лёгкой промышленности (горнодобывающей, строительной, деревообрабатывающей, пищевой и др.), проведено кооперирование аратских хозяйств, сопровождавшееся переходом кочевников на оседлость. Однако после 1990 начался процесс реномадизации, т. е. возврат к кочевому образу жизни. Республика Монголия вступила на путь перехода к рыночной экономике.
Монголы КНР (самоназвание монгол, у китайцев мэнгу) живут в автономных районах Внутренняя Монголия, Нинся-Хуэйский, Синьцзян-Уйгурский, в провинциях Ляонин, Цзилинь, Хэйлунцзян, Хэбэй, Хэнань, Ганьсу, Цинхай, Сычуань, Юньнань. Монголы сохраняют свою племенную принадлежность. Говорят на трёх диалектах монгольского языка: центральный (чахары, тумэты, джаруны, сунниты, оннюты, ордосцы, хэшиктэны, хучиты, удзумчины, халха и др.), западный, или ойратский (торгуты, олёты, дэрбэты, хошуты, хойты и др.), северо-восточный (барга, буряты, хорчины, харчины и др.). Основное занятие: скотоводство (овцы, лошади, верблюды, крупный рогатый скот, козы). Развиты охота, собирательство, ремёсла (изготовление сёдел, упряжи, украшений, утвари), растёт роль земледелия. В городах преимущественно заняты в промышленности. Жилище — юрта монгольского типа. Оседлые монголы живут в домах северокитайского типа. Одежда состоит из левополого халата: летом матерчатого, зимой мехового, с застёжками на правом боку, длинного пояса и штанов. Широко распространены украшения у женщин — серебряные браслеты, кольца, коралловые или бирюзовые бусы и др., у мужчин — поясной набор (нож, огниво и др.). Головной убор: летом — шляпа, зимой — меховая шапка. Обувь — кожаные сапоги с загнутым носом, украшенные цветными аппликациями. Пища носит сезонный характер, летом преимущественно молочные продукты, в том числе молочный чай, кумыс, зимой — мясо (баранина, говядина, конина), лапша. Из квашеного молока гонят водку. В масле пекут кусочки теста (борцог), крупные из тонкого теста мясные пирожки (хушур), на пару́ приготовляют бууз — типа открытых пельменей. Широко используют продукты собирательства (дикий лук, чеснок, ягоды, грибы и др.). Курят мужчины и женщины. Семья малая, моногамная. Дети, в том числе добрачные, до недавнего времени желанны в семье. В хозяйстве и быту широко распространены различные формы взаимопомощи. Ранней формой религии был шаманизм, в XIII—XIV вв. из Тибета пришёл буддизм жёлтошапочной секты. Построены многочисленные монастыри, служба ведётся на тибетском языке. В монастырях проводятся ежегодно праздничные театральные мистерии цам. Развит культ гор, на перевалах местом поклонения являются кучи камней (обо). Развит культ Чингисхана. Среди праздников особо выделяется надом — народные игрища (конские скачки, стрельба из лука, борьба). Богаты и разнообразны песенное и танцевальное искусства, жанры устного народного творчества. Развивается образование, здравоохранение, наука, искусство.
Н. Л. Жуковская, А. М. Решетов
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 350-352.