Кашуба М. С. Черногорцы (НиРМ, 2000)

Черногорцы, црногорци (самоназвание), народ в Югославии, основное население Черногории (380,4 тыс. человек, 1991). Общая численность в Югославии — свыше 520 тыс. человек. 15 тыс. человек живут в США, куда они эмигрировали в XIX — начале XX вв., 5 тыс. человек — в Албании. Говорят на штокавском диалекте сербского языка. Письменность на основе кириллицы. Верующие — в основном православные; есть мусульмане.

Массовое переселение славянских племён на Балканы происходило в VI—VII веках. Местное население было в основном ассимилировано, частично оттеснено на запад и в горные области. Славянские племена — предки сербов, черногорцы и население Боснии и Герцеговины (собственно сербы, дукляне, тервуняне, конавляне, захумляне, наречане) заняли бассейн южных притоков Савы и Дуная, Динарские горы, южная часть побережья Адриатики. Территориальные и государственные объединения на территории Черногории (до XI века — Дукля, затем Зета, с XV века — Черногория) на протяжении средних веков были самостоятельными или входили в состав других югославских государств, а также Византии, Болгарии и Венеции. В 1499 Черногория была включена в состав Османской империи, но черногорцы вели упорную борьбу с Турцией, не признавая власти завоевателей. В этот период Черногория занимала территорию между Которской бухтой и Скадарским озером на юге и истоком реки Морача на Севере. Эта борьба, поддерживаемая с XVIII века Россией, привела к 1796 к фактической независимости черногорцев. До середины XIX века власть в Черногории носила светско-церковный характер (глава государства — владыка-митрополит). В 1918 Черногория вошла в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 — Югославия), с 1945 — Народная Республика, затем — Социалистическая Республика в составе СФРЮ, после её распада в 1991 — Республика Черногория в составе Югославии (СРЮ).

По происхождению, культуре и языку черногорцы близки сербам, хотя длительная борьба с иноземными вторжениями, военизированный быт, географическая изоляция в горных областях и т. д. наложили отпечаток на их культуру.

Основу традиционного хозяйства составляло отгонное скотоводство, преимущественно овцеводство, а также земледелие (главным образом зерновые, а позднее и технические культуры — табак, конопля, хлопок и др.). Для земледелия черногорцы расчищали и огораживали участки в предгорьях, приносили землю в корзинах. На склонах гор, в долинах и особенно на побережье Адриатики выращивали фрукты, в том числе цитрусовые, виноград и маслины. Занимались рыболовством. Развиты искусство резьбы по дереву и камню (резная мебель, посуда), ювелирное ремесло (украшения, оружие, пояса и т. д.).

В XX веке у черногорцев развивается промышленность, меняется социальный состав, формируется интеллигенция.

Традиционное сельское поселение имело преимущественно разбросанную планировку, позднее появились скученные сёла. Оно обычно делилось на кварталы, населённые родственниками. Временные поселения были на горных пастбищах. Жилище в различных областях различается по строительному материалу и планировке. На побережье и в горных областях — каменное, двух-, иногда трёхэтажное, верхний этаж (первоначально — однокамерный) — жилой, в нижних помещается кладовая, иногда — хлев. Встречаются одноэтажные однокамерные дома. Сохраняются дома-башни (кула). В северо-восточных лесных районах строились срубные дома (теперь почти повсеместно сменённые каменными) на высоком каменном фундаменте, с двух- или четырёхскатными крышами (жилые помещения — на первом, кухня и очаг — на втором этаже). Основное помещение в доме — куча, с очагом, где в основном проходила жизнь семьи.

Основу мужской одежды составляют белые рубаха и штаны, жилет, куртка (гунь), кафтан, маленькая круглая шапочка, гетры, обувь из цельного куска кожи с завязками (опанки). Женская одежда — туникообразная рубаха с разрезом на груди, жилет, юбка, фартук, шапочка. Существуют локальные варианты традиционного мужского и женского костюма. И мужчины, и женщины носили длинные матерчатые пояса и шерстяные покрывала (струка), различающиеся по рисунку и величине. Одежда, особенно праздничная, богата вышивкой, металлическими украшениями, в том числе монетами. Отдельные элементы национального костюма, например опанки, шапочки, сохраняются у современных крестьян.

Традиционная пища — хлеб, каши, кукуруза, картофель, фасоль, капуста. В Приморье едят больше овощей и рыбу, в горах — молочные продукты, особенно из овечьего молока. Свежее мясо ели мало, его заготавливали впрок на зиму — солили, сушили, коптили. На праздник жарили на вертеле барана или поросёнка.

Характерной особенностью Черногории ещё в XIX веке было существование родо-племенной организации. По-видимому, это позднее явление, возможно, связанное с османским завоеванием. Стара Черногора разделялась на четыре области — нахии, каждая из которых состояла из 10 и более "племён" (цекличи, цуци, негуши, озриничи, белопавличи, кучи, васоевичи и др.). "Племена" складывались из различных этнических компонентов, включая беженцев из других областей, особенно из Сербии и Герцеговины. Среди черногорцев велик и албанский компонент (особенно в племени кучей), в то время как часть черногорцев вошла в состав албанцев. Но, по народным представлениям, члены племени восходили к общему предку. Они делились на братства и роды, до образования централизованного государства имели своё управление и суд, до XIX века — военную организацию. Пользование племенными угодьями (коммунице) регулировалось обычным правом. Преобладала малая семья, местами встречались большие семьи (задруги). Женщина должна была беспрекословно подчиняться мужчине — отцу, брату, мужу и его родственникам и просто мужчине, уважаемому в обществе. Были распространены обычаи побратимства и посестримства. Сохраняются некоторые календарные и семейные обряды (с участием широкого круга родственников), празднуется семейная слава. Дольше, чем в других областях Югославии, у черногорцев сохранялся юнацкий эпос.

М. С. Кашуба

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 617-618.

Страны: