Лакцы, лак (самоназвание), народ в Российской Федерации. Живут в центральной части Нагорного Дагестана (Лакский и Кулинский районы), часть переселилась на равнину (Новолакский и другие районы), в города и за пределы Дагестана (Ставропольский край и др.). Общая численность 118,1 тыс. человек, в том числе в Российской Федерации — 106,4 тыс. человек, из них в Дагестане 91,7 тыс. человек. Аварцы называют лакцев тумал, даргинцы — вулугуни, лезгины — яхулви; в прошлом лакцев часто называли казикумухцами. Говорят на лакском языке нахско-дагестанской группы кавказской семьи. Диалекты: кумухский, вицхинский, шаднинский, вихлинский, аракульский, барткинский, аштикулинский. Письменность на русской графической основе. Распространён также русский язык. Верующие — мусульмане-сунниты.
Лакцы — коренные жители Дагестана. На территории лакцев существовало Казикумухское шамхальство, с XVIII века — ханство, объединявшее, кроме лакцев, лезгин-кюринцев, отдельные аварские и даргинские селения. Присоединённое в 1820 к России, ханство было в 1859 преобразовано в Казикумухский округ Дагестанской области, с 1922 — Лакский округ, затем район в составе Дагестанской АССР, поделённый в 1935 на Лакский и Кулинский районы. В 1944 часть лакцев была насильственно переселена на равнину, на земли депортированных чеченцев.
Основные занятия — пашенное земледелие (пшеница, рожь, ячмень, просо, бобовые, с конца XIX века — кукуруза, картофель, с начала XX века — садовые и огородные культуры) и животноводство (овцы, крупный рогатый скот, лошади и др.). Зимой скот перегоняется на зимние пастбища в Калмыкии. Были развиты отхожие промыслы.
Традиционные домашние промыслы и ремёсла — сукноделие, изготовление войлока, паласов, производство и лужение металлической посуды (села Кумух, Убра и др.), ювелирное ремесло (село Кумух), гончарство (село Балхар), золотое и серебряное шитьё (села Кумух и Балхар), шорное (село Унчукатль) и сапожное дело (село Шовкра), обработка камня (село Убра); село Кая славилось торговцами, село Кума — кондитерами, село Цовкра — акробатами и т. д. Знаменита расписная балхарская керамика (кувшины для воды, чаши, кружки, с 1960-х гг. — фигурки, игрушки).
Традиционные поселения лакцев располагались по склонам гор, современные — на более ровных местах. Дома — в основном двухэтажные (на 1-м этаже — хозяйственные, на 2-м — жилые помещения), с небольшими лоджиями, имели до 4 жилых комнат.
Мужская традиционная одежда — туникообразная рубаха, бешмет, черкеска, штаны, женская — туникообразное платье и штаны, имеет локальные варианты. В конце XIX века появились платья — распашные (бузма) и отрезные в талии. Зимой носили овчинные шубы. Обувь — кожаная и войлочная. Головные уборы — наволосники с платками, длинные покрывала. В современном быту изредка встречаются у мужчин папахи, овчинные шубы, у женщин — традиционные головные уборы (село Вихли), длинные штаны.
Основная пища — мучные, мясные и молочные блюда. Хлеб выпекался в специальной глиняной печи в форме купола во дворе. Овощные и картофельные блюда распространились с середины XX века.
Основа традиционной социальной организации — сельская община (джамаат), управлявшаяся советом старейшин. Существовали патрилинейные родственные группы (тухумы), сословное деление, обычай кровной мести и платы за убийство, гостеприимство, взаимопомощь.
Сохранялись элементы домусульманских верований, мифологии, обрядность. Традиционные праздники — Новый год, начало весенних полевых работ, уборка урожая и др. Фольклор включает героический и исторический эпос, сказки, песни. Основные музыкальные инструменты — зурна и бубен. Поэзия на лакском языке известна с XVII века. Письменность первоначально на арабском алфавите. Первые книги на русском алфавите вышли в 1860-х гг. по инициативе русского лингвиста П. К. Услара. Письменность на основе русского алфавита возобновлена в 1938. Развивается профессиональная культура. Сформировалась национальная интеллигенция.
А. Г. Булатова, Г. А. Сергеева
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 280-281.