Шингуано, укуче (самоназвание), группа индейских народов в Бразилии (штат Мату-Гросу). Живут в верховьях реки Шингу, на юге национального парка Шингу. Численность около 800 человек. Говорят на языках тупи (камаюра, ауэто), карибских (куикуру, калапало, матипу, нафигуа), аравакских восточной подгруппы группы майпуре (ваура, механику, яулапити), трумаи (трюмаи) — на изолированном языке. Близкие к шингуано по культуре карибоязычные бакаири́ (100—250 человек) живут западнее национального парка Шингу. В результате жизни в районе, почти недоступном до середины XX века для внешних влияний, эти племена образовали этнокультурную общность. Ряд других племён, живущих на территории шингуано групп же (суя, тшукаррамаэ) и тупи (каяби, журуна), постепенно воспринимают культуру шингуано.
Контакты с европейцами с последней четверти XIX века. В конце XIX века численность около 2,5 тыс. человек. В первой половине XX века население сокращалось в результате межплеменных войн и занесённых европейцами болезней. В 1946 организована резервация. Благодаря ограничению контактов с внешним миром шингуано удалось сохранить свою культуру.
Традиционное занятие — ручное подсечно-огневое земледелие. Главные продовольственные культуры — горький маниок (техника извлечения ядовитого сока более примитивна и трудоёмка, чем у большинства других племён Южной Америки), богатые маслом орехи пики. Выращивают также кукурузу, ямс, фасоль, арахис, бананы, батат, тыкву, перец, хлопчатник и др. Высоко развита техника рыбной ловли (яд, ловушки и пр.). Собирательство (черепашьи яйца, насекомые, креветки) имеет особое значение в сухой сезон. Ремёсла: плетение (гамаки и др.), изготовление глиняной посуды (у ваура; большинство других племён получает её путём обмена), резьба по дереву (деревянные скамьи для вождей и почётных гостей в форме животного или птицы).
Одежда отсутствует (у женщин треугольник из коры на лобке).
Каждое из племён шингуано занимает отдельное селение. 5—7 овальных в плане больших домов с крышей, спускающейся до земли, расположены вокруг площади, мужской дом в центре.
Во главе поселения стоят вождь и шаман. Счёт родства билинейный, брак амбилокальный. Как правило, мужчины и женщины работают (мужчины расчищают участок от леса, женщины ухаживают за посевами) и участвуют в обрядах раздельно, находясь в состоянии ритуальной вражды.
Характерны церемонии, во время которых мужчины надевают маски и играют на флейтах, изображая водных духов (женщинам присутствовать запрещается), инициации девушек, связанные с культом предков, ритуальные состязания в борьбе между мужчинами соседних селений. Мифология сходна у различных групп шингуано, наиболее изучена у камаюра (мифы об обретении священных флейт и свержении господства женщин в племени, о культурных героях-близнецах и др.).
Ю. Е. Берёзкин
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 643.